Эксперт-криминалист: водитель 'Мерседеса' не хочет в тюрьму
Специалист, многие годы занимавшийся экспертизами ДТП, делится своими впечатлениями о причинах и последствиях аварии на Ленинском проспекте. Участники происшествия: автомобиль "Мерседес" вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова (водитель и А.Барков получили несерьёзные повреждения) и "Ситроен" с известным врачом Верой Сидельниковой и её невесткой (обе женщины погибли).
Глухой стук, звон разбитых стекол. Крики боли. Произошло столкновение. Очередное. Днем. В Москве. Беда. Погибли люди. Горе.
Вот стих звук коробящегося металла, улетел дымок от пролитого горячего масла на асфальте, затерли кровь, увезли погибших.
А дальше… Дальше началась наша "грязная" и "грешная" жизнь с ее "интересами". А "интересы" эти у разных людей, оказавшихся в этой точке пространства, - самые разные. Водители, сотрудники ГИБДД, начальник, которого во-время не доставили куда-то…
Водитель "Mercedes-Benz S 500" нервничает, он не хочет в тюрьму, он не хочет терять свои "капиталы" и весьма хорошо оплачиваемую работу. Он не хочет никому и ничего платить и при этом не без оснований рассчитывает на помощь и влияние своего шефа.
А шеф немного переживает, ему, судя по всему, плевать на погибших, - он потерял свое драгоценное время на неприятный инцидент, опоздал куда-то. Да и теперь придется покупать себе новую машину.
Родственники погибших в шоке, они скорбят и требуют справедливости. Сотрудники ГИБДД лениво ходят вокруг разбитых машин, смотрят, где бы и как получше отработать команды своего руководства. А, при случае, прихватить чего-нибудь ценное на земле или около машин.
Водители проезжающих машин отводят глаза от луж крови, невольно ускоряя ход.
Следственный аппарат территориального подразделения ГУВД, по идее, должен в установленные законом сроки провести необходимые экспертизы, установить виновника данного происшествия, подготовить обвинительное заключение в его адрес и передать дело в суд. Все, как обычно. Рядовое дело.
Все просто. Без эмоций. Пока все смотрели на эти машины, в городе разбилось еще несколько. И опять погибли люди. Может быть, только менее заслуженные и известные.
Это жизнь. Службам надо работать. Профессионально. Быстро. Жестко. Без эмоций. В соответствии с нормативами и методическими материалами. Желательно, чтобы и совесть присутствовала при этом.
А что мы видим на тех нескольких фотографиях, которыми пестрит Интернет.
Во-первых то, что фотографии выполнял не профессионал (при условии, что эти фотографии выполнены сотрудниками правоохранительных органов и потом они попали в СМИ), а не выполнены каким-либо любителем "острых ощущений".
Совсем не так требуется фиксировать расположение объектов на месте происшествия. Все, что необходимо зафиксировать и как это требуется сделать, многократно описано в учебниках по криминалистике и в различных наставлениях для сотрудников ГИБДД.
Во-вторых, место происшествия ничем не огорожено.
В-третьих, имеющиеся следы скольжения колес автомобиля "Citroen C4" на опорной поверхности после столкновения ничем не выделены (красителем; табличкой; указателем).
А ведь именно расположение на проезжей части дороги левого переднего колеса автомобиля "Citroen C4", заблокированного в момент столкновения с автомобилем "Mercedes-Benz S 500", однозначно определяет взаимное расположение автомобилей в момент их первичного контактирования. На передних колесах автомобиля "Citroen C4" смонтированы ошипованные шины, неизбежные следы от перемещения которых на асфальте заметны длительное время. Следы перемещения колес автомобиля "Mercedes-Benz S 500" на опорной поверхности также ничем не выделены.
Но, как правило, у сотрудников ГИБДД нет желания обнаруживать и фиксировать объективные следы перемещения автомобилей. Грязно, хлопотно, до и не требует никто!
фото zaxarman
В-четвертых, в зоне места происшествия видно наличие различных посторонних людей, праздно разглядывающих зоны разрушений и проезжую часть дороги. Это могут быть или просто любопытные граждане, которым нечего делать, или, например, некие быстро организованные подонки, которые могут "затереть" нужные следы или невзначай "переместить" обломки автомобилей в различном направлении, чем значительно осложнят процесс дальнейшего установления истины по делу.
Одним словом, налицо вопиющий непрофессионализм в работе соответствующих служб (еще раз оговорюсь, возможно, что все необходимое было уже сделано сотрудниками ГИБДД до начала фотографирования и появления этих фотографий). Такое впечатление, что на данное происшествие выехали стажеры или, вообще, старшеклассники.
Пока же, из фотографий видно только следующее. Столкновение автомобилей произошло под небольшим углом между их продольными осями, величина "перекрытия" габаритных размеров - около 0,4 м. Автомобиль "Mercedes-Benz S 500" частично двигался по разделительной полосе, с "заездом" на нее величиной около 1 м (наиболее вероятно).
Автомобиль "Citroen C4" частично двигался по разделительной полосе (вероятно). Величина "заезда" автомобиля "Citroen C4" на разделительную полосу может быть определена в категорической форме только при экспертном анализе объективных следов (например - следы перемещения заблокированного после удара переднего левого колеса автомобиля "Citroen C4") на поверхности дорожного покрытия.
Как показывает практика, сотрудники ГИБДД вовсе не желают фиксировать на схеме весь комплекс объективных следов, неизбежно образующихся на дороге после происшествия подобного рода.
Это происходит вовсе не из-за их лени или незнания, нет! Когда на составленной ими же схеме нет никаких объективных следов, им впоследствии гораздо проще любую ситуацию "вывернуть" наоборот и обвинить "нужного" им водителя в нарушении правил движения.
При желании, весь арсенал ГИБДД-шных уловок можно раскрыть интересующимся читателям, что, правда, потребует определенного времени. Правда, знакомство граждан с применяемыми в действительности приемами сотрудников ГИБДД вовсе не прибавит последним уважения.
Надеюсь, что цены на подобные "операции" уже широко известны гражданам-автомобилистам!
Поэтому, знайте, граждане, что без анализа объективных следов, должным образом зафиксированных на схеме к протоколу осмотра места происшествия, всякие суждения кого-либо о "виновности" водителей, по меньшей мере, непрофессиональны.
Вот и я, не имея перед собой профессионально выполненной схемы и комплекса профессионально выполненных фотографий с места происшествия, ничего не буду говорить.
Причины частичного выезда автомобиля "Citroen C4" на разделительную полосу могут быть самыми различными и требуют исследования технического состояния узлов и деталей самого автомобиля.
Как показывает длительная экспертная практика, высказывания различных лиц, являвшихся свидетелями или объявляющими себя таковыми, зачастую не соответствуют действительности.
При выходе на место происшествия (с использованием видеозаписи на видеокамеру) свидетели (в случае их наличия) быстропротекающих процессов дорожно-транспортного происшествия уже не могут однообразно указать расположения в пространстве и времени различных автомобилей, весьма уверенно определенных ими ранее, при даче показаний. Не следует забывать наличие достаточно большой группы "платных" свидетелей, готовых за деньги свидетельствовать о чем угодно. А в наших судах судьи не умеют да и не хотят выявлять "лжесвидетелей". Это - наша действительность.
В данном случае необходимо проведение заурядного экспертного исследования комплекса объективных следов или видеозаписи от камер наружного наблюдения (в случае ее наличия).
Как показывает моя экспертная практика, подавляющее большинство высокопоставленных чиновников и просто богатых людей, попадая в дорожно-транспортные происшествия, тут же применяли всю силу своего т.н. "административного ресурса" для спасения себя или своих водителей от ответственности. Арсенал в их распоряжении имеется весьма значительный.
А вот сказать, "виноват" тот или иной водитель в каком-либо конкретном происшествии, или нет, может только суд. И оставим за судом это право. Всякие иные рассуждения могут быть использованы гражданами только при разговорах на кухне.
В соответствии с нормативами Правил дорожного движения РФ, пассажир любого автомобиля не несет никакой ответственности за действия водителя. Его обязанность - пристегнуться ремнем безопасности и не мешать водителю процессу управления автомобилем.
Что бы не произошло на дороге, ответственность всегда лежит только на водителе автомобиля (кроме случаев обучения вождению).
В данном случае, наиболее вероятен распространенный сценарий ухода богатых людей от уголовной ответственности через затягивание сроков расследования рядового, в сущности, дела, с последующей заменой нескольких следователей.
Установить точку столкновения автомобилей еще предстоит, соответственно, вину водителя автомобиля "Citroen C4" еще предстоит определить.
В данном случае, сторонние наблюдатели могут "контролировать" процесс расследования данного уголовного дела органами следствия только путем общения с представителями заинтересованных сторон. По закону следователь не обязан знакомить различных граждан с ходом ведения расследования какого-либо дела.
А вот уже представитель пострадавшей стороны вполне может сообщать кому угодно о проведении следователем каких-либо следственных действий, сообщать о назначении им каких-либо экспертиз и о полученных результатах и т.д.
Специалист
эксперт-автотехник
бывший сотрудник ЭКЦ МВД России (с 1979г.) А.А. Нагайцев
Информация, имевшаяся в распоряжении специалиста для анализа.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...