Чужие против Хищников
Алексей Касьян: Есть такая ассоциация адвокатов, у к-рых название ("За права человека") совпадает с организацией Льва Пономарева. Почему они взяли такое название -- ХЗ. Видимо, ничего не слышали о Пономареве.
Сами они себя "правозащитниками" стараются не именовать, но по сути они как раз те лица, которых надо называть этим словом. Т.е. люди оказывают реальную юрпомощь гражданам, пострадавшим от произвола властей. Сейчас в основном концентрируются на нелегальной застройке и сносе домов, как я понимаю.
В отличие от организации Пономарева, где считают, что правозащитная деятельность: это экзальтированным тоном рассказать о таджикской девочке на митинге афа.
Недавно узнав об этой коллегии адвокатов и о том, что они хотят сотрудничать с ОДД, Лев Пономарев стал волноваться, в частности начал всем сообщать, что, мол, это специальная спойлерная организация с целью потопить Пономарева.
Хотя организация "За права человека" Льва Пономарева -- явно не тот объект, чтобы его требовалось топить.
Лев Пономарев так взволнован фактом "спойлерной организации", что даже не погнушался дать _эксклюзивный комментарий_ славному порталу Политонлайн.
То ли нас еще ждет, ололо.
Станислав Яковлев, член политбюро "Солидарности":Признаюсь, неожиданно резкая реплика Льва Пономарева привела меня в некоторое замешательство. Во избежание недоразумений, считаю своим долгом прояснить ряд не вполне очевидных моментов.
Первое.
ФПС движения «Солидарность» действительно не выступает - потому как и не может выступать - коллективным организатором протестных мероприятий. Члены политсовета лишь принимают решения о необходимости их проведения. Технические вопросы обсуждаются в соответствующих комиссиях.
Допускаю, что Лев Александрович просто хотел объяснить нам, что акция против немотивированного роста тарифов на услуги ЖКХ в городе Москве не может рассматриваться как политическое событие федерального значения.
Полностью согласен. Именно поэтому решение о проведении акции принималось региональным, то есть московским политсоветом. Анонс акции официально опубликован на сайте ОДД. На иллюстрации красуются живописная кепка и даже несколько патриархальных пчел, чтобы уж точно никто не перепутал провинциальные неурядицы с мировыми тенденциями.
Лирическая нота: идея организации и проведения всех акций ОДД исключительно силами членов Федерального Политсовета совершенно очаровательна, стоит лишь вообразить ее себе. Через полгода - не более - как раз переедем на пожизненное заседание в Лечебницу №1 имени Алексеева Н.А.
Нет, не того Алексеева Н.А, который гей и не родственник. Но намеки жизнь дает зловещие, не спорю.
Второе.
Быть может, в дремучих и густых рядах движения «Солидарность» действительно обитает дикий человек по кличке «Касьян». Мне про это ничего неизвестно. Я знаком, вот уже не первый год, только с Алексеем Касьяном - но его так зовут, а не кличут.
Преподаватель Института восточных культур и античности РГГУ, кандидат филологических наук, специалист по сравнительно-историческому языкознанию, древним индоевропейским языкам и языкам клинописного ареала, автор двух с лишним десятков академических публикаций, Алексей Касьян, быть может, не очень похож на кабинетного профессора. Но на спятившего вурдалака он похож еще меньше.
Это убежденный оппозиционер, умнейший собеседник и надежный товарищ. Постоянный участник акций протеста несистемной оппозиции на протяжении последних лет, чтобы не соврать, четырех уж точно. Кстати, замечательный фоторепортер.
Я бы с удовольствием познакомил Льва Александровича и Алексея Сергеевича, но вот ведь какая незадача: давно уже познакомились они, и достаточно близко. Знакомство состоялось в аэропорту «Шереметьево» как раз тот момент, когда упитанные оперативники принялись прилежно задерживать безо всяких на то оснований не только лидеров коалиции «Другая Россия» но и всех их сторонников, в числе которых оказались и Касьян, и Пономарев. День был пятый, месяц май, год две тысячи седьмой по пришествию Спасителя. Самолет на Самару стараниями слуг государевых улетел полупустой, но «Марш Несогласных» в Самаре все равно состоялся.
Третье.
О Сергее Разливском хотелось бы поговорить. Так получилось, что Лев Александрович физически не мог голосовать за его исключение. Потому что исключили Разливского еще полтора месяца назад решением Координационного Совета СПб РО.
Что же касается членов ФПС, то мы - и Лев Пономарев в числе прочих - всего лишь обсуждали поданную Сергеем Разливским апелляцию. Нет, не самый бесполезный документ, разумеется, но и не воплощенный фатум. Торопливое напяливание фальшивой туники архангела Уриила прямо поверх водолазки в таких ситуациях не совсем уместно.
Результаты голосования: девять человек «за», девять человек «против», четверо воздержались.
Ровно пополам. Что это значит? А это значит, что решение не принято. Zero. Пат.
Быть может, Лев Александрович выступает с позиции «морального большинства». Но это большинство аршином не измерить. «Моральным большинством» сегодня объявляют себя все, кому не лень - например, православные истцы на процессе по делу Юрия Самодурова.
Быть может, Лев Александрович считает, что победой может считаться сам факт блокировки решения. Но тогда было бы разумно не причислять себя к «большинству», ведь только слабый игрок всерьез может радоваться равному счету.
[ Можно, наконец, позабыть о логике и уйти с головой в сизую вату кромешной метафизики. Например, представить Сергея Разливского как Ахримана Ненавистного. Интерфейс Ормузда Всеблагого, соответственно, окажется схож до степени смешения с дружелюбным обликом знаменитого советского диссидента Александра Подрабинека. Враг не может взять верх над Творцом, но и атаки Творца не столько разят Врага, сколько удерживают его на определенной дистанции. Потому что между дуэлянтами стоит Митра Справедливый и следит, чтобы равновеликие братья не особенно горячились. Люди живы и мир существует, как известно, до тех пор, пока соблюдается мера греха и добродетели; так же и победа Разливского, и победа Подрабинека обернутся гибелью «Солидарности», в белом ли пламени она сгорит или черным ядом захлебнется. Лишь укротителю крайностей - то есть правозащитнику как раз - знакомо чувство подлинного триумфа: власть в оркестре всегда принадлежит дирижеру. ]
Но это все теория. На практике же приходится наблюдать бессовестный и необъяснимый подлог. Поскольку заслуженный правозащитник Лев Пономарев, как человек порядочный, на подлоги просто не способен - что же, придется признать, что я опять не совсем верно растолковал его небрежные реплики. Да и как можно требовать от Льва Александровича отточенных, чеканных формулировок? Он человек занятой, постоянно в хлопотах, а тут еще и вечер, а тут еще и климат, и каждая зараза обидеть норовит.
Четвертое.
Хотел бы еще раз подчеркнуть, что ОДД «Солидарность» есть организация демократическая - во-первых, и политическая - во-вторых. До сих пор, как ни странно.
Человек становится председателем не потому, что его кто-то обожает, и лишается своего поста не потому, что его кто-то ненавидит. Самое важное - это качество проделанной работы. Оценку политическому работнику выносит съезд. Решения съезда имеют абсолютную силу. Каждый член ФПС может считаться «видной фигурой» уже за счет того, что он заслужил особое внимание делегатов, завоевал их доверие и получил голоса.
Безусловно, у каждого из нас есть свои таланты и своя специальность, в этом и заключается одно из преимуществ коллегиального руководства. Тем более я не ставлю под сомнение авторитет и заслуги Льва Пономарева. А все-таки - когда Владимир Милов заявляет, что он интегрирован в мировую элиту, можно сколько угодно дергаться и корчить самые кислые рожи. Он ведь действительно интегрирован в мировую элиту. И совершенно этого не стесняется. Имеет право.
Но когда образец скромности, эталон духовного подвига, столп российской правозащиты, страстный противник социальной дискриминации и государственного насилия, начинает говорить о себе в превосходной степени, раздавать клички и при этом откровенно лгать в каждом абзаце простейшего печатного текста - становится, честно говоря, не по себе.
Казалось бы, все давно уже понятно, не топология чай. А вот привыкнуть до сих пор не получается. И многословные свои трактаты я по ночам сочиняю не потому, что мне заняться больше нечем, а потому что непонятно даже, чем теперь заниматься.
Нас - «нд-фракцию» условно - постоянно упрекают в лицемерии и применении двойных стандартов. Обвинения эти настолько абсурдны, что я давно уже пропускаю их мимо ушей - хотя бы потому, что обвинители традиционно не утруждают себя сбором доказательств.
Но хорошо. Я даже соглашусь. Пусть будут двойные стандарты.
Драгоценные коллеги мои, если бы спич Льва Александровича произнес уже упомянутый мною Владимир Станиславович, и не на «Политонлайне» даже, а в кругу друзей, просто позабыв понизить голос, уже через пару часов он бы оказался виновен в организации Холокоста, в убийстве таджикской девочки и в том, что настоящая его фамилия - Евсюков.
Не говоря уже о преступлениях, которые и перечислять-то лень: раздувание скандалов, клевета, оскорбления, раскольническая деятельность, диктаторские замашки - можно горстями черпать, не разглядывая даже. Приговор: выродок моральный, с которым и говорить-то не о чем, не то что дела какие-то иметь. Только решительные, беспощадные чистки спасут горизонтальную структуру, основанную на принципах свободного гражданского взаимодействия.
Не надеюсь даже, что какой-нибудь отчаянный храбрец подойдет сегодня к Пономареву, дернет его тихонько за рукав и прошепчет почтительно: «Левушка, ты только не подумай ничего.... Но тебе не кажется что ты... Ну, немного эмоционально выступил?»
Не подойдет, конечно, и не прошепчет. А то, пожалуй, и поздравит.
Ну что же. Перейдем, наконец, к заключительному вопросу. К пояснительной строчке мелким шрифтом на пресс-релизе. Совершенно необходимая строчка, между прочим.
Дело в том, что на последнем ФПС некоторые из нас узнали много нового как о себе, так и о движении в целом. У меня до сих пор звенят в ушах некоторые фразы. Не самые лютые:
«Лучше не знать оргпринципов, чем оскорблять Подрабинека»
«Право на дискуссию с диссидентами надо заслужить»
«Наша мораль должна быть выше правил»
Последний принцип особенно хорош. Прямо на тринадцать лет назад часовые стрелки прокрутились:
- Обстановка тяжелая. Если все пройдет по правилам - через месяц станем жить при коммунизме, махать кумачом, взрывать ХХС и слушать «Пионерскую Зорьку».
- Неужели вы всерьез предлагает ради соблюдения пустых формальностей лишить нашу Родину свободы, будущего лишить, процветания? Только-только начались первые успехи от реформ и что, все пойдет Ленину под хвост? Опять сосиски сраные, опять железный занавес? Наши дети нас проклянут! Из-за какой-то глупой бумажки! Это аморально, в конце концов!
- Очень, очень рад, что мы так быстро достигли полного взаимопонимания.
Восхитительно. В 1993 году российская демократия была сломана - тут надо что-нибудь про нежные, беззащитные ростки завернуть, но конкурировать с Тимошенко уже как-то стыдно. В 1996 году российская демократия оказалась окончательно растоптана.
Мы обвиняли операторов ельцинской политической системы в поощрении авторитаризма, в политтехнологической вакханалии, в систематических подтасовках, в утверждении принципов, согласно которым любая проблема решается при помощи денег и контроля над телевидением. И дело не в том, что все эти «эффективные пиарщики» оставили нам Путина. Все гораздо хуже. Они построили систему, которая просто не способна была породить что-то иное.
Мы требовали свободных выборов. Мы готовы были проиграть, лишь бы только нам выпала возможность восстановить, закрепить, и навсегда определить четкие правила демократической процедуры.
И вот очень спокойно и обыденно, без лишних дискуссий, без публичных объяснений, без малейшей рефлексии, без характерных признаков «тяжелого решения» выяснилось вдруг, что принципы-1996 на самом деле хорошие. Не хуже прочих. Жить можно. И даже нужно. Спасибо, что 1993 год в пример пока не ставят, спасибо.
Так вот, о строчке мелким шрифтом, наконец. Да, это очень неполиткорректно звучит, но далеко не каждый член ОДД готов сегодня выйти на общую акцию со Львом Пономаревым. Это не «остракизм», не «бойкот» и уж тем более не «травля». Просто хочется немножко придти в себя.
Раньше ведь как считалось? Одна часть «Солидарности» хочет быть свободной, а другая часть всячески ей в этом мешает.
«Ша, милейший, уже никто никому не мешает» (с)
Теперь у вас своя свобода, а у нас своя.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...