Что делать с депутатами-прогульщиками?
Олег Морозов - первый зампред ГД ("ЕР"):
Гады. Этим словом обозначил свое отношение к депутатам,не посещающим пленарные заседания (а может, и ко всем!), один продвинутый блогер. Тема важная, но, по-моему, заслуживающая обсуждения без истерики и оскорблений. Мне позволительно высказаться на этот счет. За почти 17 лет депутатства я был практически на всех заседаниях, так как здоровьем не обижен, в зарубежные командировки ежу не часто, а округ посещаю строго в региональную неделю. Итак:
1. Есть формально-правовая сторона вопроса: в свое время Конституционный суд признал правомочность голосования по доверенности. То есть депутат МОЖЕТ голосовать за отсутсвующего, если есть доверенность. НО! На практике это привело к тому, что а) доверенности пишут не все и б) голосующих в зале, как правило, меньше, чем отсутствующих.
2.Откуда вообще появился принцип делегирования голоса?
Во-первых, это не наше изобретение. Доверенности есть, к примеру, во Франции, Во-вторых, до 2003 года ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО законов принималось с минимальным перевесом голосов. По некоторым принципиальным и важнейшим для страны вопросам (к примеру, Земельный кодекс) даже при наличии доверенностей приходилось голосовать несколько раз, не хватало голосов. Без доверенностей вполне "законная" болезнь двух-трех депутатов могла бы на месяцы парализовать работу парламента.
3. Нужно ли добиваться стопроцентного участия ВСЕХ депутатов в работе ВСЕХ пленарных заседани на ВСЕМ их протяжении?
На мой взгляд, не нужно! Практика всех парламентов мира такова: депутаты не находятся в зале заседаний постоянно! Состав участников пленарного заседания меняется в зависимости от обсуждаемого вопроса.
При этом в нынешнем структурированном парламенте фракции вполне в состоянии обеспечить достойное представительство своих членов на заседаниях, к примеру половины списочного состава.
4. Что действительно нужно сделать?!
Добиться ЛИЧНОГО голосования депутата по принимаемым решениям. Как? а) Ввести, как это принято во многих парламентах, фиксированное время голосования по всем обсуждаемым вопросам, к примеру, в конце рабочего дня. б) Отменить право депутата ездить во время заседаний в командировки (оппозиция категорически возражает!) в) Ограничить перечень причин, позволяющих депутату передавать свой голос другому. ( тоже довольных мало). г)Ввести правило, что каждый депутат может голосовать только за себя и за ЕЩЕ ОДНОГО ДЕПУТАТА, передавшего ему доверенность. д)проездной билет - за наличные, а не по удостоверению.
Эти и другие изменения сейчас обсуждаются и, уверен, с осени начнут действовать.
5. Почему раньше не сделали все это?
Потому, что существовавшее положение дел всех устраивало. Если исключить "сачков" (их, в действительности, единицы), то подавляющее большинство отсутствующих на заседаниях депутатов заняты именно депутатской работой. Главным образом политической! И именно поэтому (и это надо учитывать!) главное недовольство нововведениями идет от оппозиции, которая рассматривает более строгие требования по явке как покушение на ее политические права.
И еще: подавляющее большинство законов сегодня принимается без голосов оппозиции. Теоретически можно получить ситуацию, когда ее представителей просто нет в зале. Заставить ходить под угрозой лишения мандата? Нельзя! Мандат дает народ! И отнимает тоже только он через процедуру выборов. Можно, как в некоторых парламентах, карать рублем. Обсуждаем! Но при этом вспоминается депутат Семаго, который в свое время вообще отказался получать депутатскую зарплату, сказав, что его содержит жена!
6. Меняют ли что-то кардинально предложения, направленные на повышение явки депутатов? На мой взгляд, нет. По сути голосует не отдельный депутат, а фракция! Но избиратель вправе требовать, чтобы его избранник во время пленарного заседания находился в Думе, а не шастал с плакатами по подъездам. Поэтому с сентября в Думе станет многолюдно! Обещаю!
Борис Грызлов - председатель ГД ("ЕР") заявил, что личное участие в пленарном заседании должно стать обязанностью, прямо закрепленной в законе о статусе депутата и члена Совета Федерации. По словам Грызлова, такой законопроект уже готов и внесен в Госдуму. «Авторами законодательной инициативы стали Владимир Плигин и Отари Аршба - председатели двух профильных комитетов, представляющие фракцию парламентского большинства, - отметил Грызлов. - Поступают инициативы и от других фракций. Они, безусловно, будут рассмотрены Государственной Думой. В частности, предлагается установить санкции, вплоть до лишения мандата. Но хочется надеяться, что сознательности депутатов будет достаточно. Уже сейчас, еще до принятия законодательных мер, число депутатов, присутствующих в зале пленарных заседаний, заметно возросло. Поэтому я уверен, что не придется прибегать к более жестким мерам».
Вячеслав Володин - вице-спикер ГД ("ЕР") отметил, что ужесточение санкций в отношении прогульщиками все-таки возможно. «Если же и после этого (принятия закона - ред.) возникнут вопросы с посещениями пленарных заседаний, то в дальнейшем мы можем пойти на определенное ужесточение правил и даже введение санкций», - заявил Володин.
Отари Аршба - глава комитета ГД по регламенту и организации работы ("ЕР") пояснил, что в законе предлагается ввести норму об обязательности участия депутатов в пленарных заседаниях. «Кроме того, предлагается внести ряд изменений, касающихся порядка работы Думы. Предполагается, что первая неделя будет пленарная, вторая - работа комитетов, парламентские слушания, круглые столы, третья снова пленарная, четвертая работа в регионах, - пояснил глава комитета по регламенту. - Большой резонанс и нарекания вызывает в обществе система голосования по доверенности. Но это конституционное право. И оно должно быть сохранено. Кроме того, мы намерены ввести так называемый час голосования по законам третьего чтения. Предположительно это будет среда, после правительственного часа. Планируется также вести статистику посещений пленарных заседаний депутатами. Эту информацию мы будем размещать в СМИ и на официальном сайте Партии, чтобы депутатам - прогульщикам впредь было не повадно».
Дмитрий Поликанов - вице-президент Центра политических исследований России отметил, что в мире борются с прогулами разными способами - от порицания до штрафов. «В странах ЕС в 60% случаев явка парламентариев на пленарные заседания и заседания комитетов является обязательной. То же в Японии и в США. Особенно жестко дело обстоит в нижних палатах. К сенаторам же относятся более снисходительно - во Франции, Великобритании, Германии, Нидерландах требований к посещаемости нет, - приводит зарубежный опыт Поликанов. - Интересен «демократический подход», используемый в Финляндии, Франции или Люксембурге. С одной стороны, никто не заставляет депутата присутствовать на голосованиях. С другой - из его зарплаты или «депутатского фонда» (средств, выделяемых на ежемесячное содержание аппарата, работу и т.п.) вычитаются суммы, пропорциональные количеству прогулов. Французский парламентарий, пропустивший треть голосований, лишается трети зарплаты на всю сессию. Если же он пропустит половину голосований, то штраф увеличивается вдвое». Как отмечает эксперт, система штрафов - одна из наиболее распространенных. В Латвии за каждое пропущенное без уважительной причины заседание лишают 20% зарплаты. В Италии, Словакии, Германии также широко используются вычеты. Хотя чаще все-таки страдает не карман народного избранника, а его «депутатский фонд». Из самых строгих мер - лишение мандата. Эта практика предусмотрена в Австрии или Норвегии. Из мягких, ориентированных на совесть парламентария, - публичное порицание в прессе (Эстония), выговор (Польша), публичное предписание о явке (Португалия или Япония).
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...