О побочных эффектах

Домой я вчера приехала поздней ночью и рухнула спать, забыв даже достать телефоны из сумки.
Оказалось - они трезвонили всю ночь, потому что люди - друзья, коллеги и совершенно незнакомые - хотели о чём-то говорить до самого рассвета.
Я их понимаю.
Ночь была сумасшедшая - по силе эмоций, драйву, ощущению сопричастности со страной, её историей, уж простите за пафос.
Сказать, что ВВП вчера в штабе отжог - не сказать ничего. Потому что, кроме Есенина, которого он читал всем, было ещё общение. Почти с каждым из наверное тысячи людей, пришедших провести эту election night в его штабе.
Я попыталась вчера подсчитать, которая эта election night по по счёту в моей жизни, но сбилась, дойдя до двадцати.
Впрочем, дело тут, конечно же, не в количестве, эта - будь она хотя 99 - была самой яркой, хотя такой тяжёлой кампании (несмотря на то, что в активе- первый тур Ельцина с 6% электоранльного рейтинга) в моей жизни ещё не было.
Притом, что столь очевидного лидера ни в одной из тех кампаний тоже не было.
И - казалось бы - ставшее уже историческим:"Банду Ельцина под суд", которое встречало нас в любом регионе России, кровь на баррикадах 93-го, километры прослушки на полосах "МК" и кадры "людей, похожих на самих себя" в прайм-тайм федеральных каналов должны были бы выработать иммунитет к любым перипетиям политического противостояния.
Но сейчас происходит нечто другое.
Попробую сформулировать - что именно.
Я всегда исходила из того, что политическая борьба ведётся циничными, жестокими, беспринципными, но вменяемыми прагматиками.
Ключевое слово - вменяемыми.
Сегодня мы столкнулись с чем-то иным.
То есть циничные прагматики, любой ценой рвущиеся во власть никуда не делись, но рядом с ними оказались совсем друге люди.
Не станем вязнуть в многословии объяснений, потому - просто примеры.
Совершенно случайная выборка из уютненькой, поверьте.
Но - на мой взгляд - безусловно репрезентативная.

..на горочке, увидели причитающую крохотную бабульку с палочкой, далеко за восемьдесят. Бабулька громко причитала: "Помогите! Помогите!" и выглядела совершенно сумасшедшей.
...Бабулька попросила отвести ее проголосовать
Знаете, как она оказалась вот такая перепуганная и растопыренная на этой горке? Она пошла голосовать. Попросила какого-то мужчину помочь ей спуститься с этого крутого спуска. Мужик ее повел. Она обмолвилась, что идет голосовать за Путина, после чего мужик стряхнул ее руку и ушел. Вот там мы ее испуганную и нашли.
... По дороге бабулька рассказала мне про свою первую учительницу, про своего папу, про то, что ей надо обязательно, обязательно проголосовать за Путина, потому что вся молодежь голосует против, и ей очень важно его поддержать - потому что страна у нас большая, управлять ей трудно, он делал что мог, да и характер у него мягкий, не может он приказать так, чтобы прям все послушались.
Вот такой у меня сегодня получился ВЦИОМ.

И еще.

...а еще когда начались подсчеты голосов и я увидела, как голосуют люди, без вбросов, по-честному (я проверяла каждый второй паспорт и влезала камерой во все персональные данные, хоть это и было абсолютно незаконно), короче, когда я увидела честные голоса за Путина, я просто начала плакать.
...
было очень странное чувство. при том, что они приличные люди (и честные вполне, как оказалось), и я - какая-то сопля, стоя над ними сверху, контролируя их и указывая, как и что, свысока вот так вот что-то несу. и в то же время это было какое-то обжигающее ощущение бунтарства, а еще ощущения силы нашего поколения

И вот ведь что самое страшное.
Политки, политтехнологи, журналисты - все, кто это время раздувал костры ненависти, слившиеся в один огромный костёр, который-таки запалили в душах наших людей - уже через пару дней будут общаться меж собой как ни в чём не бывало. Выпивать и закусывать, обсуждая собственные карьерные перспективы, пытаясь с большей выгодой провести капитализацию собственного политического (в том числе протестного) авторитета.
Можете мне поверить - я наблюдаю этот процесс после каждых выборов, что называется, изнутри.
Увидите - нас ждут ещё очень забавные карьерные метаморфозы.
А вот как станут жить люди, речь о которых шла выше, я не знаю.
Мужчинка, который бросил 80-летнюю бабульку на скользкой горке - только потому что она шла голосовать за Путина.
Девочка, которая разрыдалась, поняв, что свято верила в миф. Но и поняв это, упивалась "обжигающей силой бунтарства".
Впрочем, с девочкой, я уверена, всё будет хорошо: она умеет думать и признавать очевидное.
С другими - хуже.
И не надо сейчас про Госдеп.
Нет, я ни на минуту не сомневаюсь в том, что этот адский огонь ненависти в душах наших людей разожгли не без участия тамошних ребят.
И масло в огонь они подливают исправно, с усердием, и спички услужливо подают.
Но становится или нет щепками для этого костерка - выбор каждого.
Притом совершенно добровольный.
Вот в чём беда-то!
Национальный лидер сказал в Лужниках, что принять надо всех.
Принять, понять, научиться сосуществовать и даже сотрудничать.
Потому что и "они" - мы. Страна. Народ. Россия.
Но как смотреть в глаза человеку, который бросил бабульку на замёрзшей горке? Бросил не потому что это был выбор между его и её жизнью, он был страшно занят, пьян, ненавидел старость (всё это не оправдывает его ни разу, но поддаётся осмыслению). Бросил исключительно потому, что старушка посмела думать иначе, нежели он?
Как жить с этим человеком бок о бок?
Тем, более сотрудничать, работать, возможно вести дискуссии?
Не знаю.
Но решать эту проблему нам придётся.
Притом, уже начиная с сегодняшнего дня.
Вот ведь какие дела...

МАРИНА ЮДЕНИЧ


Автор
Фоменкова Анна