Не строится...

Эксперты считают, что нежелание либеральной оппозиции создавать партийные проекты связан с пониманием своего антирейтинга, опасениями конкуренции и желанием дальше занимать уникальную позицию. Блогеры же предполагают, что в случае организации партий "несогласные" потеряют возможность получения грантовой поддержки, в том числе из-за рубежа.

Казалось бы, предложенная властью и уже принятая Госдумой политическая реформа, значительно облегчающая регистрацию партий, исполняет давнюю мечту оппозиционеров. Достаточно вспомнить, с каким напором тот же Борис Немцов, Гарри Каспаров, Лев Пономарев требовали "реальной многопартийности" и "расцвета ста цветов". Однако спешить создавать собственную партию оппозиционеры не торопятся - например, лидер ПАРНАС заявляет, что не собирается "быть причастным к реформе партийного поля", да и о подаче заявок на регистрацию тем же ПАРНАС ничего не слышно. Зато вновь и вновь возникают разговоры о создании новых общественных движений и прочих "сетевых проектов" - в частности, Лев Пономарев уже анонсировал создание "общероссийского гражданского движения", которое должно присоединить (или "съесть") региональные НКО и прочие "проекты гражданского общества".

"Почему бы им не организовать полноценную партию, введя эти региональные отделения в ее состав?",- обсуждают в политических сообществах соцсети вКонтакте. Одной из причин отказа от партийного формата пользователи считают опасения в потере грантовой поддержки. "По закону на НКО и общественную деятельность гранты можно получать, а на политику или партию - нет, это сразу проблемы вплоть до закрытия партии",- предполагают дискутирующие. Они добавляют, что "если посмотреть большинство ресурсов и проектов оппозиции, то это НКО, получающие западные дотации через фонды типа IRI/NDI/NED/USAID". Вполне естественно, что представители оппозиции не хотят терять привычную "тумбочку с деньгами" - ведь тогда придется жить и работать либо на партийные взносы, либо привлекать и агитировать бизнесменов, либо рассчитывать на общественную поддержку. А с популярностью среди электората, как показывают все социологическое опросы, у "несогласных" довольно туго - она меньше статпогрешности исследований.

Впрочем, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин считает боязнь потерять гранты не первой и не главной причиной нежелания оппозиции создавать партии. По мнению известного политолога, ранее существовавшая политическая система представляла собой конструкцию из "партии власти", системной оппозиции - зарегистрированных политических партий и оппозиции несистемной. "Они привыкли к своему уникальному положению, а теперь открытие шлюзов наполнит политическое поле массой партийных проектов, начнется серьезная конкуренции, которую они не хотят",- добавил он. Павел Салин также подчеркнул, что требование разрешить регистрацию всех партий, ранее выдвигаемое оппозиционерами на самом деле означало призыв к президенту "зарегистрировать ПАРНАС", а не увеличить количество конкурентных партий. "Теперь они будут пытаться остаться в уникальном положении, отказываясь от участия в партстроительстве",- пояснил эксперт и напомнил о малопривлекательности и отсутствии электоральной поддержки у "несогласных". "Они уже надоели не только обществу, но и части своих сторонников",- сообщил он.


Автор
Фоменкова Анна