Солодов: закон о недвижимости чиновников может быть воспринят неоднозначно
В среду депутатами всех четырех думских фракций в нижнюю палату парламента внесен законопроект, запрещающий чиновникам от президента до уровня муниципалитетов иметь недвижимость и счета в банках за рубежом. По просьбе нашего издания законодательную инициативу прокомментировал Владимир Солодов, руководитель Центра инновационных технологий в государственном управлении Факультета государственного управления МГУ им. Ломоносова.
«Прежде всего, смысл законопроекта, его основное содержание состоят в том, что лицам, занимающим государственную должность, государственным и муниципальным служащим, а также их супругам, предполагается запретить иметь недвижимость и банковские счета за рубежом. Правда из данного ограничения предусмотрен целый ряд исключений, связанных со служебной необходимостью, получением образования и медицинских услуг», - говорит Солодов.
«Если давать оценку законопроекту, то во-первых, он, его принятие, находится в духе понимания государственной службы - как связанной с обоснованными и компенсируемыми ограничениями. То есть, в отличие от обычных граждан, на госслужащих всегда распространяются более строгие ограничения и запреты. До сих пор это было связано с обязанностью декларировать собственное имущество и имущество супругов. В данном случае речь идет о следующем шаге - запрет на имущество или счета за рубежом», - продолжает эксперт.
«Смысл данного законопроекта очевиден, - говорит Солодов. - Он связан с имеющейся в обществе, в политической сфере риторикой, которая касается недопустимости и неприемлемости наличия афеллированных связей у лиц, имеющих государственную должность или чиновников с зарубежными влиятельными структурами или другими группами».
«Если давать оценку проекту, - продолжает эксперт, - то он носит, на мой взгляд, спорный характер. С одной стороны, введение ограничений оправдано для государственных служащих, дополнительные ограничения всегда существуют, зарубежный опыт свидетельствует о том, что ограничения могут быть достаточно строгими и достаточно жесткими. А с другой стороны надо понимать, что на самом деле численность государственных служащих очень высока. Большое количество граждан нашей страны в той или иной мере находятся на государственной и муниципальной службе. Получается, что это ограничение коснется не только лиц, имеющих государственную должность, депутатов ГД, министров, заместителей министров, губернаторов. Оно коснется огромного количества простых госслужащих, у которых, или у членов их семей, может быть, наличие такого рода недвижимости и счетов не представляет такой уж серьезной опасности».
«Можно привести пример. Если у простого муниципального служащего супруга родилась в одной из бывших республик Советского союза, или есть родственники в бывшей республике. Согласно данному законопроекту, в течении довольно короткого времени им нужно будет продать соответствующее имущество, избавится от соответствующих счетов в банке и т. д. На самом деле, надо понимать, что принятие такого законопроекта приведет к достаточно серьезным ограничениям и достаточно серьезному увеличению таких вот дополнительных сложностей для простых государственных и муниципальных служащих», - говорит Владимир Солодов.
«И если говорить о настроения в обществе, то, на мой взгляд, оно может быть неоднозначным. С одной стороны, очевидно, что для политических фигур, для лиц находящихся на гос.должности, такого рода запреты оправданы и целесообразны. Хотя, опять же, мы можем вспомнить, что большое количество высших госдеятелей у нас имеют в настоящее время счета в банках или, например, отправляют своих детей учиться за границу. Сейчас это будет чрезвычайно затруднительно. Потому, что невозможно отправить ребенка за рубеж, если у тебя нет счета в банке».
«Но относительно высших должностных лиц, думаю, в целом закон будет восприниматься положительно. Однако то, что он коснется большого числа простых гос.и муниципальных служащих, в той или иной мере ограничит их возможности, - это, конечно, может породить некоторое отрицательное восприятие», - считает эксперт.
«Все это было бы хорошо, если бы для госслужащих существовали реальные компенсации. Реальные существенные стимулы, которые позволят компенсировать такого рода ограничения. А в условиях, когда для простых гос. и муниципальных служащих работа вообще не слишком привлекательна в силу низкой оплаты труда и других разных моментов, то дополнительные ограничения неизбежно повлекут необходимость либо увеличения зарплаты, либо других компенсаций, либо снижению привлекательности государственной службы и просто вымывание квалифицированных кадров или перспективных молодых людей, которые планируют в перспективе возможность иметь недвижимость или другие активы за рубежом. Для них будет просто выбор не в пользу госслужбы. В этом на мой взгляд риск обсуждаемого законопроекта», - полагает Владимир Солодов.