Российский интернет взбудоражила очередная "история в истерических тонах" - оппозиционные блогеры и ведущие либеральные СМИ раскручивают "открытое письмо" якобы клирика Тамбовской епархии "диакона Сергея Баранова". На страницах Facebook-аккаунта пользователь Сергей Баранов пишет о сложении с себя сана и "полном и безусловном разрыве отношений с Русской Православной Церковью Московского Патриархата" из-за приговора Pussy Riot. Якобы священник, который должен бороться за души и веру своей паствы также заявляет о недоверии православной общественности, посмевшей возмутиться и негодовать поступком Pussy Riot.
Реакция не заставила себя ждать. "Надеюсь с Вас возьмут пример и остальные священнослужители",- пишет в Facebook Давид Хаким. "Пусть как можно больше православных прочитает и выйдет из РПЦ МП",- звучит в комментариях. "Господи, что бы сделать, чтобы прихожане окружающих храмов прочитали, они же верят батюшкам, вдруг поймут, поверят и уйдут из церкви",- пишут пользователи, - "Я очень надеялась, что после вынесения приговора именно так поступят истинные верующие и последователи Господа". Доходит до удивительного - так пользователи считают нужным распространить "письмо" как можно шире, даже если "клирик фальшивый". Например, Дмитрий Зелепухин убеждает "В данном случае неважно даже, фейк это или не фейк, есть ли в тексте элементы плагиата, или нет. Главное - содержание. Ео обязательно нужно прочесть и перепостить!". Видимо, в стиле Алексея Навального - призывавшего в 2011 году "не рефлексировать, а распространять" фальшивку, "пусть отбиваются".
Вот только батюшка ... не является батюшкой. Больше того, слишком много странностей в "открытом письме" и профиле-биографии Сергея Баранова позволяют предполагать, что письмо является идеологической медиапровокацией - вне зависимости от реальности Сергея Баранова.
Смотрите сами.
Во-первых, Сергей Баранов пишет, что "преподавал в Воскресной школе догматическое богословие, богослужебный устав и каноническое право". Но тогда почему открытое письмо "клирика" на 95% состоит из... копипасты? В смысле текст письма откровенно "передран" из колонки обозревателя Эха Москвы Антона Ореха от 17.08, поста С.Горячевой от 17.08. и программы Н.Сванидзе от 17.08.? Причем не редкими выражениями, а практически полностью, абзацами? Ведь преподающий клирик обязан быть хорошо знаком с логикой, обладать недюжинным талантом убеждать и красноречием - и написать такое "обращение" сам! Иначе как он "возрастил прекрасных учеников, трое из которых стали священниками" - на выдаваемых за свои чужих речах?
Во-вторых у православного клирика в Facebook-аккаунте на месте юзерпика стоит икона. Казалось бы, "Богоматерь с младенцем", что для священнослужителя совершенно логично - поэтому обыкновенные пользователи не замечают нестыковки. Вот только икона это - католическая. Точнее, это даже не икона, а картина католика Вильяма Бугро "The Virgin of the Lilies", по данным экспертов написанная "в классической технике католической иконописи". Безусловно, мы не являемся специалистами в области иконописи, но... Странно, что "человек православной церкви" выставляет католическую картину. "Да у него в друзьях на фейсбуке одни раскольники - Истинная православная церковь. Да ещё кто попало - какая-то Готская церковь",- замечает den_shaman.
В-третьих, Сергей Баранов не является батюшкой. Единственный священник Сергей Баранов рукоположен в сан и служит в Воронежской Епархии. Что же касается тамбовского Сергея Баранова - даже по его версии он был почислен за штат. Блогер palomnik_sib делится"Обычно "за штат" отправляют по старости или за серьезный косяк, типа пьянство, систематическое непосещение служб, ересь, неисполнение прямых обязанностей, блуд, воровство", хотя некоторые называют причинами и ведение блогов (вряд ли, потому как это официально разрешено Патриархией). Впрочем, сам Баранов говорит, что выведен за штат он из-за болезни родственников и переезда к ним. Вот только на сайте Епархии написано, что "указом архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения за № 25 от 2 ноября 1999 года диакон Сергий запрещен в священнослужении «за дерзновенное и неблагоговейное отношение к священническим одеждам, выразившееся в возложении на себя 28 октября с.г. после вечернего богослужения в храме «Всех скорбящих Радость» Вознесенского женского монастыря митры, препоясывании диаконским орарем как архиерейским омофором, с целью фотографирования стоящим у Престола и восседавшим на Горнем месте ... за непристойное сану поведение в обществе и распевание вульгарных песен ... появление в храме перед совершением богослужения в нетрезвом состоянии...». До октября 2003 года диакон Сергий находился под запретом. 10.10.2003 г. от диакона Сергия Баранова поступили прошения о снятии запрета и о почислении за штат Тамбовской епархии. Решением Епархиального совета Тамбовской епархии 31.10.2003 г. с диакона Сергия был снят запрет и удовлетворено прошение о почислении за штат Тамбовской епархии"
"Что такое заштатный клирик, православные понимают. Это человек, которому разрешено помогать в храме",- пишут комментаторы, добавляя "настоящий священник вначале исповедуется своему духовнику о принятом решении и сообщит в епархию, но никак не будет выходить из церкви в Facebook".
В-четвертых, блогеры заметили, что и оформление, и юзерпик, и профили, и интересы у православного клирика Сергея Баранова ... полностью совпадают с профилем некоего Сергея Аристархова. Который уже участвовал в скандале с другим письмом Патриарху - где он обвинял в расточительстве еспископа Феодосия. Вот только проверка не только не подтвердила "миллиард на церковь", но и ... не нашла среди прихожан никакого Сергея Аристархова. Удивительные "совпадения", вам не кажется? Или "Сергей Аристархов" является псевдонимом Сергея Баранова, под которым он раньше уже писал "открытые письма Патриарху"?
А что в итоге?
В итоге либеральные СМИ стреляют в информационное поле заголовками "Священник отказался от сана из-за Pussy Riot" - вне зависимости от того, "был ли мальчик". Журналистам недосуг разобраться в ситуации или, хотя бы, отличить священника от клирика - лишь бы поскорее подкинуть идеологически выгодный контент в разгоряченную медиасреду? Но тогда это показывает либо колоссальную непрофессиональность изданий, либо (скорее всего) мы имеем дело с очередным витком "информационной войны" с православием. Если проще - примитивной, но оттого не менее действенной идеологической пропагандой. Той самой, о которой лидеры нацистов говорили "Чем наглее ложь, тем быстрее она распространяется" и "ложь, повторенная сто раз воспринимается правдой". Особенно если вспомнить уже запускавшиеся оппозиционерами a la Ольга Романова истории про "батюшек", которых... не оказывалось в описанных епархиях.
Зачем это нужно? Ответ лежит на поверхности. Цель данного письма - дать медиаповод для сотни заметок и статей "из РПЦ начали выходить священники", и спровоцировать "уважающих батюшек прихожан" выйти из лона Русской православной церкви. Как минимум - очередной удар по РПЦ. Как максимум - уход людей от православия. Ну а дальше просто - не зря же в народе ходит поговорка "свято место пусто не бывает".
Ну, а что касается выхода Сергея Баранова из РПЦ МП, то остается только сожалеть - помня мадрость о том, что "в любом правиле бывают исключения" (менее приятную пословицу о семье вспоминать не станем). Тем более, что клирик Баранов, если посмотреть по Facebook только и занимается "перепостами" Эха Москвы, Новой газеты, Граней.ру и прочих оппозиционных ресурсов.
Редакция