Принятие Сенатом Конгресса США "Акта Магнитского" является политическим шагом, не имеющим ничего общего с фигурой юриста Hermitage Capital, уверены блогеры. Российский МИД готовит симметричный ответ.
6 декабря 94 голосами против четырёх верхняя палата Конгресса США одобрила законопроект об отмене поправки Джексона-Вэника и введении "Закона Магнитского", положив тем самым новую веху в истории российко-американских отношений.
О необходимости отмены "эха Холодной войны" - поправки Джексона-Вэника - говорили уже давно по обе стороны океана. Причём едва ли не большую заинтересованность в этом вопросе проявлял американский бизнес, опасавшийся вследствие сохранения данного исторического анахронизма проиграть борьбу за российский рынок Европе и Китаю.
Собственно, никаких проблем для отмены этой ограничительной нормы не было, кроме одной - политической.
Де-факто, принятие в 1974 году поправки, ограничивающей торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека, было шагом преимущественно демонстративно-политическим. Не изменился характер этой поправки и сейчас, являясь частью системы сдержек и противовесов в отношениях США с Россией. Так что основным препятствием на пути отмены поправки было отсутствие для неё аналогичной замены. И инициатива со списком Магнитского пришлась как нельзя кстати. Впрочем, не исключено, что история с Магнитским была инспирирована как раз в качестве такой замены. При этом, что примечательно, нынешний акт выглядит куда более радикальным, скандальным и провокационным, нежели его предшественник.
Закон Магнитского, первоначально предполагающий наложение визовых санкций на российских госслужащих, подозреваемых правозащитниками и американскими властями в причастности к гибели в 2009 году в московском СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, распространился теперь на более широкий круг лиц.
В список Магнитского также будут включаться ответственные "за внесудебные убийства, пытки или иные серьезные нарушения международно признанных прав человека в отношении лиц, которые, вскрывают незаконную деятельность чиновников Российской Федерации, защищают или продвигают международно принятые права и свободы, в частности, свободу слова, религии, собраний, а также право на частное судебное разбирательство и демократические выборы", а также действующих в пользу, или имеющих отношение к действиям лиц упомянутых выше.
Кроме того, президент США может добавлять в "черный список" новые имена, в том числе и в засекреченной форме, если сочтет это необходимым в интересах национальной безопасности США.
Иными словами, отмечает блогер Павел Данилин, "любой, кто, к примеру, критикует Новодворскую и Льва Пономарева может стать клиентом списка Магнитского. Любой, кто не дай бог посмотрел косо в сторону Роспила и коллег Навального - тоже. Любой, кто участвовал в организации выборов (сидел в территориальной избирательной комиссии), которые - вот незадача - пендосы решили признать недемократическими - моментом попадает в список. Повторюсь - ЛЮБОЙ, кто не нравится Госдепу США или кого хотят "наказать", может попасть в список, который готовит Госдепартамент США в соответствии с законом. Учитывая, что оный закон и свой список США уже навязывают Британии и ряду членов Евросоюза, действия США выглядят вполне однозначно", - подчеркивает он.
Фактически можно сказать, что более не имея возможности противостоять своему геополитическому противнику на уровне государственной идеологии (мешающей, как уже было сказано, американскому бизнесу), Соединённые Штаты перешли к тактике индивидуального террора - а как ещё назвать высказанные публично обвинения, основанные не на решении суда (или вопреки ему), а исключительно по мотивам, не имеющим ничего общего с правовыми нормами?
Российский МИД назвал действия американской стороны "театром абсурда". "...странно и дико слышать обращенные к нам правозащитные претензии со стороны политиков именно того государства, где в 21 веке были официально легализованы пытки и похищения людей по всему миру. Трагично, что жертвами подобных беззаконных актов стали и российские граждане", - говорится в официальном заявлении МИД РФ.
В российском внешнеполитическом ведомстве считают, что "за предвзятым до нелепости подходом, практикуемым в Конгрессе США, просматривается лишь мстительное желание посчитаться за принципиальную, последовательную линию России в мировых делах в пользу неукоснительного следования международному праву". "Приходится вновь напомнить гиперактивным противникам нормального развития российско-американских отношений: их усилия выглядят жалко. Тем не менее, ответить российской стороне придется", - говорилось в обращении.
И, как заявил сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров, Россия запретит въезд в страну гражданам США, нарушающим права человека. "Мы закроем въезд американцам, которые действительно виновны в нарушениях прав человека", - сказал он. Мера, безусловно, справедливая, но вместе с тем вынужденная.
Всё это, безусловно, крайне негативно скажется на отношениях двух стран. Впрочем, отдельным представителям американской элиты и "болотным" российским оппозиционерам, принявшим самое активное участие в реализации нового прочтения "Джексона-Вэника", такое развитие событий только на руку. Другое дело, что мировая история даёт однозначный ответ на вопрос, что происходит с людьми, добровольно вставшими на путь сотрудничества с врагами. Пусть и геополитическими.
Анатолий ЦУБ