РосАгит Алексея Навального отметился новой порцией антипутинских листовок. Однако творчество выпускника Йеля уже не находит должного отклика даже в интернет-среде, где Навальный приобретает статус навязчивого спамера.
5 декабря РосАгит запустил "программу понижения рейтинга Путина" - два плаката новогодней тематики, где от имени Путина и "Единой России" сообщается о грядущем повышении тарифов ЖКХ, розничных цен и т.д. Изображение президента РФ и логотипа партии прилагаются.
Особенный восторг Навального вызвал комментарий пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, напомнившего о том, что любое использование изображения президента требует согласования, и если такие материалы будут массово распространяться, это будет преследоваться по закону. "У него аж ус отклеился", - иронизирует блогер.
Путин, конечно, фигура публичная. Но приписывать ему то, чего он не говорил напрямую и о чём он понятие не имеет, дело всё-таки подсудное. В конце концов, можно предположить, какой бы поднялся вой, если бы появились листовки, где бы уже от лица Навального звучали призывы или утверждения, не соответствующие действительности или же основанные на недостоверной информации. Ну, что-то вроде "Россию нужно лечить от почернения" - и фотографию Навального из видеоролика, где он с пистолетом "отстреливал мигрантов". Как минимум, уважаемый блогер тут же распространился по поводу того, что это, безусловно, провокация властей, после чего пулей полетел в Генпрокуратуру.
В общем, если Навальный выпускает фейковые листовки от имени "ЕР", президента и любого иного представителя власти - это справедливая критика. А если наоборот - дискредитация оппозиции противозаконными методами. И логику здесь искать бессмысленно, поскольку её попросту нет.
Вряд ли в случае с новым продуктом от Росагита дойдёт до серьёзных судебных разбирательств. Но даже если и дойдёт, Навальный будет чрезвычайно рад в очередной раз заявить о травле со стороны власти. И совсем другое дело - общественное мнение, которое на этот раз, похоже, оказалось не на стороне известного блогера. По крайней мере, восторженных комментариев в блоге Навального по поводу "новогодних" картинок можно пересчитать по пальцам. Зато обратных примеров - море. Вот, например, animum пишет "Лучше бы на таких листовках свою политическую программу напечатали, конструктивную. А то кроме спама и троллинга власти ничего не умеет". Или finalisoutthere: "Опять что то острите, а людям нужны серьезные листовки. Таким они не верят". "Лучше бы развешивали плакаты, где описывали свою программу, объясняли, как вы после смены власти приведете страну к процветанию, тогда народ бы заинтересовался, а очередная критика в стиле "Пу очень плохой" мало на кого подействует. Путин, этакий злодей, повышает тарифы, чтобы уморить народ. Да это уровень детского сада",- расстраивается sviktorov.
И такое отношение к деятельности Навального уже не исключение из правил, а тенденция.
В конце ноября эксперт Европейского совета по международным отношениям (ECFR), журналист Бен Джуда на страницах ресурса Opendemocracy разгромную статью о "лидере оппозиции" Алексее Навальном и провале основных оппозиционных проектов. Чтобы заранее развеять сомнения в искренности слов эксперта, стоит заметить, что он, помимо всего прочего, автор готовящейся в издательстве Йельского университета (того самого, где готовили Навального) книги о путинской России.
В частности, Бен Джуда катком прошёлся по "Доброй машине пропаганды", которая, по его словам, эволюционировала в Facebook-группы, гневный спам и веб-сайты с плакатами для загрузки, став "Плохой машиной спама".
Показательными в плане реального рейтинга Навального стали выборы в Координационный совет, в которых вместо ожидаемого полумиллиона избирателей приняло участие чуть более 80 тысяч человек. Для сравнения, это чуть больше, чем официальная аудитория блога Навального в "Живом журнале". Самому же блогеру досталось примерно половина голосов.
Другим характерным примером стали выборы мэра Химок, где Навальный активно агитировал за Евгению Чирикову и даже лично приезжал собирать подписи в её поддержку. Как итог, 17% голосов, отданных за "фею Химкинского леса", что очень наглядно показывает реальный "политический вес" Навального уже в обыкновенном, а не сетевом социуме.
Ну а уж про 800 тысяч человек, которые, как утверждал год назад Навальный, готовы выйти на улицы Москвы по первому его призыву, и вовсе лучше не вспоминать, дабы окончательно не смущать именитого выпускника Йельского университета.
Но вообще, конечно, проблема не в самом Навальном, выгодно отличавшимся от прежних лидеров внесистемной оппозиции только своей политической свежестью и умением работать с интернет-аудиторией. В том смысле, что ещё никуда не избирался, тщательно блюдя статус независимого блогера. Эдакого сетевого Робин Гуда, обижающего богатых и защищающего бедных - хотя и эффективность его проектов, записывающих себе в "актив" суммы отмененных конкурсов (при том, что десятки этих конкурсов после исправлений были проведены) отличается от декларируемой.
Так вот, по сути, для Навального выстроили программу по тем же самым лекалам, что и для других "лидеров оппозиции". То есть, основанную исключительно на критике режима, в случае с Навальным принявшую более интересную для конечного потребителя форму лёгкого, но вместе с тем достаточно прямолинейного стёба. Но как только аудитория, вдоволь насмеявшись, спросила у Навального "что дальше?", тот не нашёл ничего лучше, как предложить новую порцию наспех слепленных анекдотов.
На эстраде кормить зрителя старыми шутками доселе удавалось только артистам проекта "Аншлаг".
Но у оппозиционеров, похоже, теперь появился свой Петросян. Только молодой, модный, в "Конверсах", с iPhone и карточкой члена совета директоров госкорпорации "Аэрофлот".