"Возвращение выборов по одномандатным округам - это серьезный шанс для новых партий, представляющих самый различный политический спектр", - говорит председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин, комментируя "НГ" соответствующую президентскую инициативу, высказанную Владимиром Путиным в ежегодном послании Федеральному собранию.
"Можно, конечно, возразить, что "приз" сомнителен и в парламенте пара-тройка депутатов в условиях доминирования партий-гигантов "ничего не решает". Но история доказывает обратное: в Государственной Думе III созыва фракция "Народный депутат", сформированная исключительно из одномандатников, сумела стать одной из самых влиятельных. Более того, наличие фракции в Государственной Думе существенно облегчило "нардепам" формирование всероссийского движения, а затем и партии. Так что приз-то как раз есть", - пишет Костин в своей статье "Дверь в политику", опубликованную в "Независимой газете".
Кроме того, по мнению К. Костина, выборы депутатов-одномандатников предоставляют шанс пробиться в большую политику и для тех, кого еще недавно называли оппозицией "несистемной". "Потому что в ее рядах можно легко найти достаточное количество людей, которые умеют такие выборы выигрывать. Достаточно вспомнить Владимира Рыжкова (уже бесповоротно и окончательно избавившегося от приставки "младший") или Геннадия Гудкова (которого до его выхода на Болотную многие уже распознавали исключительно как Гудкова-старшего)", - поясняет Костин.
Кроме того, возвращение выборов по одномандатным округам имеет и крайне важный региональный аспект, считает глава Фонда развития гражданского общества. "Очевидно, что в новом избирательном цикле произойдет перезагрузка региональной политической элиты - за счет появления в субъектах политиков федерального уровня, имеющих местную прописку", - пишет Костин, отмечая также, что "это позволит в том числе существенно расширить скамейку запасных на губернаторских выборах". "Главным образом, эта скамейка нужна для того, чтобы за счет конкуренции повысить качество государственного управления в регионах. Именно из одномандатников зачастую получались губернаторы, причем некоторые из них становились настоящими российскими политическими тяжеловесами. Достаточно вспомнить нынешнего руководителя Краснодарского края Александра Ткачева, который еще в 1995 году был избран депутатом от Тихорецкого избирательного округа, а уже в 1996-м впервые баллотировался на пост губернатора. И в 2000-м избран главой администрации края. Не менее яркий пример - глава Марий Эл Леонид Маркелов, который в то же время, что и Ткачев, сначала стал депутатом, а потом принимал участие в выборах главы республики и в итоге ее возглавил", - пишет К. Костин.
Ещё одна прозвучавшая в ходе выступления Путина идея - это формирование политических блоков во время избирательных кампаний. "В реальности эта мера позволит малым партиям за счет создания коалиций не только разово попадать во власть, но и создаст основу для появления новых мощных партийных игроков", - отмечает Костин, приводя в качестве примера такие избирательные блоки как "Выбор России" и "Явлинский-Болдырев-Лукин", преобразовавшиеся впоследствии в движение "Демократический выбор России" (ДВР) и "Яблоко" соответственно. Или же набравший на выборах 1999 года 13,33% блок "Отечество - Вся Россия" (ОВР), большинство членов которого год спустя влились в "Единую Россию".
"Предложенные президентом меры - хороший практический ответ всем критикам, говорящим об "опрощении" политической системы, - пишет Константин Костин. - Таким образом, своим Посланием президент, по сути, открывает дверь в большую политику для всех серьезных игроков. Глава государства свой шаг по формированию современной политической системы сделал. Теперь - очередь за политическим классом", - говорит он в заключение.