Депутаты Мосгордумы внесли поправки в закон города Москвы о митингах, закрыв несколько законодательных "дыр", которыми до последнего времени успешно пользовались оппозиционеры.
В первую очередь это касается проведения одиночных пикетов, формат которых позволял противникам действующей власти фактически легально устраивать несогласованные массовые акции. В частности, при проведении пикетирования "будут учитываться нормы "предельной заполняемости территории и место размещения участников публичного мероприятия при проведении пикетирования у пикетируемого объекта", определяемые "с учетом обеспечения требований безопасности граждан и свободы их передвижения". Во-вторых, статьёй закона устанавливается "минимально допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночные пикетирования, не объединенные единым замыслом и общей организацией" - 50 метров.
Напомним, что одиночные пикеты, формат проведения которых не требует предварительного согласования с властями, активно использовался оппозиционерами. Ровно так же, как используя юридическую брешь "встречи с депутатом" оппозиционеры неоднократно проводили митинги, ими реализовывался формат т.н. массовых одиночных пикетов. То есть объявлялась дата и маршрут, по которому выстраивались активисты, формально являющиеся "одиночными пикетчиками", но де-факто представляющие собой участников организованной массовой акции. Наиболее известной такой акцией можно назвать прошедшее в феврале этого года "Белое кольцо", когда несколько сотен человек выстроились вдоль Садового кольца с плакатами и иной агитационной атрибутикой, заранее заготовленной организаторами. Из недавнего - акция "в поддержку политзаключенных" от Лубянки до Следственного комитета.
Кроме того, запрещается проведение публичных акций с использованием транспортных средств в пределах внешних границ Садового кольца. Такая форма протеста как автопробеги, когда организаторы призывали "всех неравнодушных" устроить митинг на колёсах по Садовому кольцу, вызывала радость у оппозиционных вождей и головную боль у рядовых автомобилистов, попадавших в искусственную ловушку на дорогах. Помните, сколько было твитов от активистов "белого протеста" про "мы перекрыли "Садовое" и "заняли все полосы, сбросили скорость, едем"?
Как пояснили законодатели, к ним поступало очень много жалоб от москвичей - так что городские власти решили развести любителей громких (в прямом смысле) лозунгов и остальных жителей города и гостей столицы, меньше всего, надо полагать, мечтающих оказаться в центре политических событий.
Оппозиционерам же был сделан особый новогодний подарок в виде специально отведенных мест "для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера".
Теперь в Москве организуется несколько площадок для организации митингов и иных массовых акций, проведение которых, что характерно, не требует традиционноого согласования. Выходи и митингуй! Единственное, что организаторам придётся сделать, так это уведомить о дате и времени использования данной площадки, да и то исключительно с целью избежать накладок по проведению акций - на тот случай, если кому-то захочется помитинговать там же и в то же самое время.
Эта идея вызревала уже давно, но получает свою реализацию только сейчас. По предварительным данным, таких площадок будет две - в парке Горького (самый центр Москвы, в двух километрах от Кремля) и Сокольниках (один из самых людных парков столицы).
В общем, вроде бы все логично. Желающие протестовать против чего-либо могут митинговать в специально отведенных для этого местах, не мешая тем, кто в этом участвовать категорически не хочет. А москвичи, в свою очередь, могут спокойно заниматься своими делами, не опасаясь оказаться в эпицентре очередной "болотной площади" или же застрять посреди "белого круга". При этом ни одиночные пикеты как таковые, ни проведение шествий-митингов "вне Гайд-парков" никто не запрещает.
Но оппозиционеры в корне не согласны, считая, что таким образом мало того что ограничивается их право на проведение акций (права других горожан, разумеется оппозицией в принципе не учитываются), так ещё городские власти таким образом изолируют их от народа, ради которого они всё это и устраивают. И спорить с такой постановкой вопроса, как представляется, совершенно бессмысленно.
Редакция