Очередная акция "болотной" оппозиции завершилась традиционным обсуждением численности собравшихся. Полицейские насчитали порядка 10 тысяч человек, оппозиционеры настаивали на цифре в 10 раз большей. Спор этот действительно стал уже делом привычным. Оппозиционеры уверены, что власть завсегда стремится преуменьшить массовость той или иной их акции. Причём независимо от того, сколько человек в ней участвовало: 10 или десять тысяч. "Так что тем, кто смотрит телевидение, совет - берете их цифру и смело умножаете на 5-10, не ошибетесь", - пишет Борис Немцов, подводя итоги староновогоднего шествия.
Вообще, итоги и уроки марша 13 января от Немцова довольно симптоматичны для всех оппозиционных акций в целом.
Итак, помимо того, что их "было много", успех данного мероприятия, по мнению Немцова, выражается в том, что очень "точно и правильно была выбрана тема". Впрочем, насколько она оказалась "точной" и "правильной", свидетельствуют сами участники вчерашнего шествия, выражающие недоумение относительно как численности собравшихся, коих по мнению, к примеру, кинорежиссёра Владимира Мирзоева, собралось гораздо меньше ожидаемого; так и, собственно, своего видения решения проблемы. В частности, мнение очень многих оппозиционеров (и не только) озвучила Анастасия Удальцова, задавшаяся вопросом: "Зачем отдавать детей иностранцам, когда нужно ЗДЕСЬ решать проблемы этих детей?"
Но продолжим.
Далее Борис Ефимович отмечает тот факт, что инициаторами акции и её заявителями стали не политические партии, и даже не Координационный совет оппозиции, а "гражданские активисты". Но нет смысла даже называть их имена, поскольку они ничего не скажут широкой публики. Зато тот же самый Немцов и другие лидеры "болотного" протеста всё это время находились в центре событий и внимания журналистов, коих совершенно не интересовали истинные заявители акции.
С оппозиционным КС вообще получилась анекдотичная ситуация. И если бы сей совещательно-организационный опыт действительно занимался проведением шествие (чем он, собственно, и должен заниматься), то никакого марша вообще могло бы не быть. По крайней мере, Борис Немцов отпустил язвительную шпильку по отношению к некоторым членам КСО, которые "самоустранились от поддержки Марша, что, с одной стороны, мало на Марш повлияло, а с другой, является несомненно ошибкой этих известных и уважаемых людей".
Вопреки всякой логике, Немцов приветствует позицию организаторов, договорившихся о проведении санкционированного шествия с городскими властями. Напомним, ещё совсем недавно оппозиционеры рвали рубашку на груди, отказываясь принимать предложенный мэрией Москвы маршрут декабрьского "марша свободы" (или как он там назывался? А то в последнее время этих маршей было уже столько, что не мудрено запутаться в их наименованиях) - от Пушкинской площади до пересечения проспекта Сахарова с Садовым кольцом. Однако несанкционированный характер митинга на Лубянке если и вызвал ажиотаж, то только в интернете: вместо более 10 тысяч интернет-активистов, высказавшихся за несанкционированное шествие, к заветному "камешку" тогда пришло не более тысячи человек единомоментно. В то время как уже однажды проторенный маршрут по бульварам показался более привлекательным, поскольку узость московских улиц играла на руку оппозиционерам, создавая визуальную массовость акции.
И, наконец, самое главное, говорит Немцов, "что те, кто верил, надеялся и внушал гражданам, что протест слит, в очередной раз сели в лужу". То есть, что и требовалось доказать: оппозиционерам, после провального "марша на Лубянку" было необходимо как-то реабилитироваться. И применительно к декабрьской акции им это удалось. Но не более.
Тактика протеста ради протеста быть может и устраивает профессиональных революционеров и городских сумасшедших, коим всё равно куда и против чего ходить, но входит в явное противоречие с интересами обычных горожан, в чём-то разделяющих идеи оппозиционеров. Так что можно представить себе удивление либерально настроенного москвича-интеллигента, который пришёл посочувствовать детям-сиротам, а увидел цирковое представление с требованием отправить в отставку всех и вся, ритуального сжигания портретов Путина и скандирования лозунгов, вообще не имеющих отношения к заявленной проблеме. Да и по мере ознакомления с итогами акции от Немцова это недоумение будет только нарастать.
Одним словом, выступление на камеру получилось неплохим. Для отчётов акция также получилась успешной. Тем более, что свою долю внимания собравшихся успел урвать и Удальцов, заявивший о проведении ещё более массовой акции весной этого года. По поводу? А без повода. Просто так. Тут уж было бы желание, а повод завсегда найдётся.
Редакция