Венецианская комиссия решили внести свою лепту в критику последней редакции российского закона о митингах. Причём сделала это ещё до рассмотрения статей закона Конституционным судом, игнорируя к тому же мировой опыт правоприменительной практике в организации и проведения массовых мероприятий.
Венецианская комиссия, являясь консультативным органом при Совете Европы по конституционному праву, провела экспертизу поправок в российский Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" по просьбе Мониторингового комитета ПАСЕ.
Презентация официального заключения выводов комиссии было отложено до окончания рассмотрения этого вопроса в Конституционном суде РФ, однако на фоне ухудшения российско-американских отношений и впавшей в депрессивное состояние российской оппозиции, оппонентам Кремля была необходима международная встряска. В общем, Венецианская комиссия не стала дожидаться решения КС и разместила на своем сайте проект заключения, предназначенный ранее для "ограниченного доступа".
Содержание "экспертного" заключения вряд ли станет неожиданностью. О том, что внесенные в законодательство о митингах поправки оппозиционеры и их зарубежные спонсоры посчитали наступлением на права и свободы граждан, желающих выразить своё мнение, говорили уже давно. И, что примечательно, совершенно безосновательно.
Введенные в России санкции противоречат международным принципам, говорится в заключении Венецианской комиссии. В частности, европейцы советуют российским законодателям резко снизить санкции за нарушения закона о митингах, исключить ответственность организаторов мероприятия за превышение числа участников, снять запрет на ношение масок и т.д. При этом, правда, никаких ссылок на международный опыт не содержится. И, необходимо признать, содержаться в принципе не могло, поскольку законодательная практика развитых стран Европы и Северной Америки предусматривает зачастую куда более жёсткие требования к организации митингов, и куда более жестокие санкции по отношению к их участникам.
"Politonline.Ru" неоднократно уже писал о той самой международной практике, которую ставят России в пример и, что примечательно, учитывая опыт которой разрабатывались и российские поправки. Причём, опять же, по сравнению с рядом стран демократического лагеря наш закон "О митингах" следует признать едва ли не самым свободным и либеральным.
Во Франции, например, полицейским разрешили использовать при разгоне демонстрантов огнестрельное оружие, в то время как раньше стражи порядка были вынуждены усмирять демонстрантов газовыми гранатами.
В Финляндии полицейские имеют возможность применить против митингующих стальные дубинки, однако, как отмечают живущие в этой стране выходцы из России, до кровавых столкновений доходит редко, поскольку всю полноту ответственности за проведение мероприятия несут организаторы, в интересах которых сделать всё возможное для избегания подобного рода конфликтов.
А если бы Россия взяла на вооружение опыт США...
"Например, мне, как и многим, представлялось, что Америка - это земля свободы. А оказалось, что там гораздо более жесткие правила, чем в России. Все несравнимо более зарегулировано. Это земля порядка, может быть. Но никак не свободы, потому что там шаг влево, шаг вправо - и ты нарушил закон. Как-то мы с одноклассниками, после репетиции (я играла в школьном театре), поехали на центральную площадку нашего небольшого городка, где население 3 тысячи человек). Мы припарковали рядом две или три машины, сидели в них, болтали, обсуждали пьесу. К нам подъехала полиция и потребовала немедленно разойтись по домам. Сказали, что мы не имеем права здесь находиться, и, если не послушаемся, то нас задержат, потому что в штате Нью-Гэмпшир..." - рассказывает главный редактор телеканала "Russia Today" Маргарита Симоньян, поясняя, что по американским законам для того, чтобы собраться в количестве больше трех человек на время больше 15 минут в общественном месте, требуется разрешение на демонстрацию.
Но речь даже не об этом. Весь пафос зарубежных правозащитников основан на то, что российским оппозиционерам ЗАПРЕЩАЮТ проводить митинги или же разгоняют МИРНЫЕ шествия. Тот факт, что запрет на проведение того или иного мероприятия связан исключительно с нежеланием оппозиционеров идти на какой-либо компромисс с городскими властями в процессе согласования месте и времени проведения акции, а разгоняют исключительно не согласованные акции, проведение которых, на минуточку, представляет опасность для горожан и создаёт проблемы для жизни города, разумеется не учитывается.
Одним словом, при ближайшем рассмотрении выводы Венецианской комиссии не выдерживают никакой критики. И не потому ли в ПАСЕ решились именно на публикацию неофициальной версии, за которую ПАСЕ вроде бы и не несёт никакой ответственности, но в публикациях СМИ этот самый неофициальный аспект окажется элементом совершенно незаметным.
Редакция