Церковь анонимных свидетелей 6 мая

Внесистемная оппозиция объявила сбор свидетельских показаний о событиях на Болотной площади 6 мая прошлого года. Рассказать о произошедшем может кто угодно и что угодно, поскольку, как подчёркивается, анонимность гарантируется.

"Речь идет о том, чтобы противопоставить фальсифицируемому у нас на глазах делу - скрупулезное восстановление полной, детальной, объективной картины того драматического дня. И только на этой основе установить истинных виновников произошедшего насилия", - пишет Сергей Пархоменко. Отмечая, что при этом совершенно не обязательно принимать на себя статус свидетеля, готового выступить в суде, но и сохранить анонимность.

Вообще, порой наблюдать за действиями болотных оппозиционеров крайне забавно. Вот, говорят они, суд "сфокусировался на двух десятках случайно попавших в его жернова участников и не собирается рассматривать всю совокупность обстоятельств, приведшим к событиям на Болотной набережной 6 мая 2012 года". А раз так, то мы сами проведем общественное расследование.

Новоявленные следователи-расследователи предполагают проводить оперативно-розыскные мероприятия посредством поиска свидетелей. И это, пожалуй, прорыв, поскольку ведь могли по обыкновению ограничиться интернет-опросом.

Впрочем, одним из главных условий, обговариваемых организаторами, станет гарантия анонимности свидетелей. "Мы полностью отдаем себе отчет в том, что кто-то из участников событий 6 мая по понятным (объективным и субъективным) причинам не хотели бы "светиться"", - пишут члены Рабочей группы Общественного расследования событий 6 мая, поясняя, что готовы не только на условиях конфиденциальности общаться с участниками тех событий, но и предлагают "свидетелям" писать анонимки, не вступая в непосредственный контакт со "гражданскими следователями".

При этом подчёркивается, все свидетели могут в любой момент "изменить свой статус как в сторону большей вовлеченности в процесс, так и наоборот, отказаться от активного в нем участия, в том числе, и запретив оглашать Ваши свидетельства".

И как бы не хотелось верить в чистоту и честность граждан Российской Федерации в целом и участников и сочувствующих оппозиционным выступлениям в частности, можно себе представить качество и характер этих показаний. Как в том анекдоте про Василия Ивановича Чапаева, севшего играть в карты с английскими джентльменами, верящими партнёру по игре на слово. "Вот тут-то, Петька, - говорит Чапаев, - мне масть и попёрла".

В общем, с достаточно большой долей уверенности можно говорить о том, что по итогам этого расследования будет заявлено о тысячах свидетелей, рассказывающих о том, как полиция спровоцировала бойню. Рассказывающих, разумеется, на условиях анонимности, боясь последующих репрессий со стороны власти. Будут, конечно же, и те, кто не будет скрывать свои данные, но, как правило, имена этих свидетелей и так хорошо известны участникам оппозиционных акций.

Интригует другое. А будут ли приниматься в качестве свидетельских показаний признания Ксении Собчак и Евгении Чириковой, уже постфактум в своих блогах напрямую заявивших о том, что знали о готовящейся провокации со стороны организаторов. При этом Собчак и вовсе заявила о том, что не пошла на акцию именно исходя из своей информированности о наиболее вероятном сценарии развития событий.

Да и свидетельские показания того же Навального, подтвердившего, что затруднения на входе к месту проведения митинга возникли из-за того, что шедшие в начале колонны "решили остановиться и подождать, пока они не приведут все в соответствие с той схемой, которая была утверждена", "а чтобы люди поняли, что колонны должны встать, мы сели, поскольку коммуникация была затруднена". Таким образом, Навальный признает, что давка в остановившихся колоннах была из-за их "приземления" на асфальт.

Да и других свидетельств о том, что никакой проблемы "бутылочного горлышка" не было. Протестующие писали: "Проход на Болотную достаточно широк, и на набережной людей не так уж много". Не говоря уже об имеющихся в открытом доступе фото-видеоматериалов, на которых вооружённые камнями и палками (и это только то, что попало в кадры) оппозиционеры искали где "узко" - не в смысле прохода, а в смысле оцепления, которое можно прорвать.

А ведь ещё есть записи, на которых Навальный, Удальцов и Немцов заявляют, что им нужен не коридор на площадь, а срыв инаугурации, отмена выборов, прямой эфир и сидеть они будут "до победы", как минимум "12 часов". Или же призывы лидера националистов в мегафон о том, что "ни на какую Болотную никто не пойдет. Мы пойдем на Кремль". Или же переговоры Леонида Развозжаева и Гиви Таргамадзе, на которых российский оппозиционер рассказывал о том, как предлагал "завести анархистов". "В итоге анархисты наши начали потасовку, а когда началась потасовка, туда включился народ", - хвались Развозжаев и компания.

А это уже из последних откровений Ксении Собчак: "У нас все стало как-то предельно просто: вот здесь кровавый режим с дубинками, а здесь добрые граждане. Кровавый режим все врет, и там все ужасные, а добрые граждане - белые и пушистые. И все проступки героя "стороны света" либеральной прессой заминаются или как-то припорашиваются. И ролики в интернете, когда на Болотной граждане действительно кидались асфальтом или кого-то пытались побить палками, все предпочитают забыть", - пишет Собчак, предлагая перестать "врать самим себе и тем людям, за интересы которых мы боремся". "Люди разберутся, они не дураки, они поймут, чем отличаются многомиллионные хищения Сердюковых от какой-то мелкой истории в небольшом бизнесе предпринимателя Х, который поддерживает протестное движение", - подчёркивает она.

Но что-то подсказывает, что такого рода свидетели и свидетельства не пройдут кастинг у "гражданских следователей", перед которыми стоят вполне определённые цели и задачи по оппонированию официальному следствию... на условиях анонимности.

Прямо какая смесь "анонимных алкоголиков" и "церкви свидетелей 6 мая" получается. А если учесть (по прошлому опыту петиций "за отставку Путина", "за внесение депутатов в список Магнитского", и т.п.), сколько там будет ботов (чтобы потом заявлять-писать "тысячи свидетелей дали показания против полиции"), то и вовсе вырисовывается "виртуальная церковь анонимных свидетелей 6 мая". А что - не зря же оппозиционеры всерьез (!) обсуждали "не назваться ли цервовью Свободы" - после принятия поправок о том, что массовые религиозные акции не нужно согласовывать...

Редакция


Автор
Володин Олег