О необходимости новых, единых учебников истории России для средней школы, которые не должны иметь внутренних противоречий и двойных толкований, заявил Владимир Путин. Оппозиция завела привычную шарманку "о новом курсе ВКП (б)".
Про ребрендинг учебников истории глава российского государства заявил в ходе заседания Совета при президенте по межнациональным отношениям, на котором обсуждались планы реализации Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года.
По словам Путина, "наша базовая задача заключается в том, чтобы укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе, чтобы люди независимо от своей этнической, религиозной принадлежности осознавали себя гражданами единой страны". И именно такой подход был заложен в новой Стратегии государственной национальной политики. Но чтобы она работала, заметил президент, надо обратить внимание на ряд моментов.
Во-первых, по мнению Путина, фундаментальной основой единства страны является русский язык, который "формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство", и знать который, "причём на высоком уровне, должен каждый гражданин Российской Федерации".
Во-вторых, важную роль в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей является школа. "Это системная, комплексная и творческая работа, и она должна отвечать и интересам, запросам детей, и современным общественным реалиям", - сказал Путин.
Вместе с тем президент предложил подумать о единых учебниках истории России для средней школы, "рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого". Путин также добавил, что "учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам", - подчеркнул глава государства. Он также добавил, что к созданию такого учебника истории "будут привлечены специалисты не только Минобразования, но и Российской академии наук, а также двух старейших российских общественных объединений, которые сейчас возобновляют свою деятельность".
Собственно, эта идея в среде и самих учителей, и родителей, и экспертов в области образования ходит уже давно. Оно и не удивительно, широкий выбор учебников, может быть, и хорошо. Но, как показывает практика, у каждого автора учебника (если говорить об учебниках истории) свой взгляд на события прошлого и их трактовку.
Вот, например, блогеры делятся впечатлениями об учебнике истории России с 1861 года по нынешнее время. По мнению авторов, в России в 20 веке было три революции: 1905-1907 годов, Февраль 1917 года и 1991 года. "Октябрь 1917 года к революциям не причисляется, а считается лишь неким этапом в ходе февральской революции, которая распростерлась аж до начала 1920-х годов. Зато государственный заговор Ельцина и Ко. вдруг стал революцией", - недоумевают блогеры.
Авторы зачастую делают акценты на том, что считают нужным и интересным для себя, исключая или минимизируя ненужные или незначительные по их мнению исторические событий. Так, например, в одном из учебников для 11 класса Великой Отечественной отводится 3-4 часа, а Сталинградской битве посвящён крохотный абзац. Так что не удивительно, что современные дети большей частью изучают российскую историю по кинофильмам, причём зачастую иностранного производства. Или же не интересуются вовсе.
И это не говоря уже о многочисленных фактических ошибках и опечатках, обильно присутствующих в отдельных учебных пособиях, делающихся, что называется, на коленке. И хотя в Минобразования говорят о том, что все учебники проходят тщательную проверку, практика показывает, что осуществить тотальный контроль над ВСЕМИ учебниками, которых, по словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, в федеральном перечне - более тысячи по всем предметам, из них десятки - учебники истории.
Но, опять же, экспертиза может исключить какие-то совершенно грубые ошибки, но вряд ли способна поставить барьер на пути авторского взгляда на проблему хода исторических событий.
Кроме того, отсутствие единых стандартов делает крайне болезненным переход ребенка из одной школы в другую, когда школьник попадает абсолютно в другую реальность (в данном случае учебную).
Тем не менее, оппозиционная часть блогосферы тут же завела привычную грампластинку о тоталитарном государстве.
"Владимир Владимирович созрел для "Краткого Курса ВКП(б)".
"Путинка" есть, пора выпускать водку "Путин в Разливе".
"Книжками типа "Путин и печник", "Путин в Разливе", "Воспоминания о Путине", "Путин и дети", "Путин в Горках" пусть занимается его жена, по аналогии с Н.К. Крупской".
"Без создания Министерства Правды принятие такого Закона невозможно. Идеи Оруэлла в жизнь!"
Примерно такие отзывы можно найти в Сети. Конечно, поборники "демократии по-американски" беспокоятся, что истории Великой Отечественной войны будет уделяться повышенное внимание, а в число "героев" совершенно точно не попадут любимчики Подрабинека, "которые сражались против коммунистов в лесах Литвы и Западной Украины, горах Чечни и в песках Средней Азии".
Но, в конце концов, никто не запрещает отдельным авторам выпускать учебные пособия, а отдельным учителям использовать эти пособия в процессе обучения. Это уже станет проблемой взаимоотношений конкретных учеников и их родителей, учителя и руководства школы. Но в целом не должно возникать ситуаций, когда при изучении той же самой истории школьникам приходится сталкиваться с тем, что каждый последующий учебник в чём-то будет противоречить предыдущему.
Сторонникам же демократии и свободы слова стоит обратиться к опыту США, где идеологическое содержание учебной литературы возведено в абсолют. В каждом штате, к примеру, свои подходы к школьной программе, зачастую радикально отличающейся от программы соседнего штата. Причём на содержание учебника очень сильное влияние оказывают те или иные общины конкретного штата и культивируемая в этом штате идеология.
Например, как-то в Техасе комиссия штата приняла правило, что учебники, упоминающие теорию эволюции "должны идентифицировать ее как лишь одно из возможных объяснений возникновения человечества", и те учебники, которые посвящают этой теории слишком много места, "должны быть отредактированы, если необходимо, чтобы подчеркнуть, что предлагаемая трактовка носит исключительно теоретический характер и не может быть подтверждена фактами".
Или же ещё один пример, когда беспокойство образовательной комиссии одного из штатов вызвало то обстоятельство, что учебники по природе и экологии сделают детей приверженцами планеты, а не собственной страны.
История всегда считалась предметом идеологическим. Однако что плохого в том, когда идеология направлена на то, чтобы ребенок любил свою страну и знал её историю и мог подходить критически к анализу тех или иных исторических событий, не опускаясь до навязанных кем-то утверждений, что если бы в 41-м сдались на милость Гитлера, сейчас пили бы "Баварское".
Редакция