КСО: пять месяцев во мраке и безвестии

Пять месяцев прошло со времени выборов в Координационный совет оппозиции. По его же собственному регламенту это без малого половина срока действия. Новые выборы в этот орган должны пройти уже в этом году. То есть, результаты работы оценивать не только можно, но уже и нужно. Вопрос в том, что результатов этих де-факто не существует, и что оценивать, не совсем понятно. Поэтому, вероятно, новый опрос Левада-центра никаких вопросов о результатах работы КСО перед респондентами не ставил, ограничившись простыми вопросами о медийной известности. В общем, знают ли россияне о том, что в стране действует такая замечательная структура.

Но и здесь результаты плачевны. «Внимательно наблюдает за работой КСО» вего один процент опрошенных. Это при статистической погрешности опроса в 3,4%. Интересен здесь еще и тот факт, что среди «внимательно наблюдающих» больше всего граждан из возрастной категории от сорока до пятидесяти четырех лет. Хотя вроде бы совет должен представлять интересы молодых и продвинутых.

Естественно, сами члены Координационного Совета и сочувствующие им граждане сразу стали подвергать цифры сомнению, одновременно вытаскивая из опроса то, что хоть как-то может подбодрить сторонников. Двадцать семь процентов граждан хотя бы что-то слышали о КСО, и лидеры протеста считают, что это большой успех. Навальный в комментариях для Газеты Ру так и сказал: «27% (граждан, которые что-то слышали про КСО) - это на самом деле достаточно высокий процент для нынешней ситуации, когда КСО находится в ситуации информационной блокады». Тут, конечно, все сомнительно. Во-первых, психология людей такова, что им неловко быть «недостаточно информированными». Поэтому многие отвечают «да, что-то слышал» даже тогда, когда не слышал вообще ничего. Во-вторых, об информационной блокаде мы слышим постоянно. И это на фоне сообщений, что аудитория Яндекса превысила аудиторию Первого канала, а проникновение интернета в Россию является одним из наиболее высоких в Европе. Сеть всегда была вотчиной оппозиции, и если с её помощью до граждан не смогли донести информацию о самом существовании КСО, то это, конечно, крупное поражение.

Интересно, что на фоне этих цифр другие лидеры оппозиции стали принижать значение своего собственного органа, который выбирали осенью с такой помпой. Геннадий Гудков, например, сказал: «Координационный совет - это всего лишь постоянно действующее совещание. Глупо, наверно, задавать вопрос о том, знаете ли вы про совещание при Министерстве энергетики». Никто, правда, никогда не слышал, чтобы для совещания при Министерстве энергетики была попытка провести всенародное голосование.

Олег Кашин, тоже похвалив известность КСО, заявил при этом, что это не заслуга самого совета, а «заслуга» Кремля, который придавал Совету большее значение, чем тот заслуживал, и боролся с ним более пылко, чем оно того стоило. Тоже выглядит как признание: да мы кто? Да мы никто, так, тут во дворе на гитаре бренчим, зачем сразу полицию вызывать. Вместе с тем, это свидетельствует и о том, что многие деятели оппозиции мягко дистанциируют себя от КСО. Вероятно, теперь это уже связхано с репутационными потерями, и надо бы соломки подстелить.

Обычным является и указание на то, что, мол, цифры отражают реальность. Такая она у нас в России. Политически грамотного и активного населения очень мало. И все оно сплошь о работе КСО осведомлено, и в целом поддерживает. Это любимая и привычная идея о том, что историю вершат небольшие группы, а большинство как бараны идет туда, куда ему повелят. Весьма демократическая идея, надо сказать. Но даже с ней не складывается. Потому что большинство вовсе не идет туда, куда его посылают продвинутые единицы. Как-то пока эти единицы вершат историю не очень.

Но хуже всего для оппозиции обстоит распределение результатов по населенным пунктам. В Москве до деятельности КСО нет никакого дела 94% опрошенных. А внимательно следят за деятельностью совета даже меньше того самого одного процента. Юмористы могли бы предположить, что это сами члены КСО, члены их семей, друзья и родственники. Если же не ерничать, то надо признать: на этой крохотной цифирке разваливается вся идея о существовании «России айфона и России шансона». Нас ведь так долго убеждали, что именно в мегаполисах (и прежде всего в столице) рассерженный средний класс поддерживает протест. А выясняется, что на селе «внимательно наблюдает» за деятельностью КСО больший процент, чем в Москве. Под пристальным взглядом суровых сельских мужиков нашей оппозиции надо бы скорее волноваться, чем радоваться.

В целом, отчетливо видно, что те самые люди, которые непрерывно обвиняют действующую власть в неэффективности и некомпетентности, сами с трудом могут создать хотя бы один действующий орган таким образом, чтобы о нем хотя бы было известно. О результатах работы его и говорить нечего.

Ольга Туханина


Автор
Володин Олег