«Ум, честь и совесть страны» - дорогая наша оппозиция - снова оказалась в идиотском положении. И не благодаря чьим-то проискам, а по собственному, можно сказать, желанию. Дело было так: источники агентств Reuters и «Прайм» сообщили о том, что ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев уехал во Францию, откуда якобы написал заявление об уходе с ректорского поста и возвращаться не собирается. Неподтвержденную, плохо проверенную информацию, практически слух в считанные минуты растиражировали все либеральные СМИ. Причем подать решили в своем любимом жанре, который называется не новость, не репортаж, не аналитика, а - истерика.
«Великая утрата»
СМИ все больше становятся похожи на странички социальных сетей: стиль и методы подачи информации практически одинаковы. Журналисты-блоггеры наперегонки принялись страдать и убиваться: как теперь российская наука без Гуриева? Лайки, перепосты, расшаривания и прочие прелести social media привели к тому, что вскоре вся либерально настроенная общественность билась в истерике.
Сергей Гуриев - личность с мировым именем. Работал в РЭШ с 1998 года, возглавлял - с 2004 года. Он преподавал в РЭШ такие курсы, как микроэкономическая теория, экономическое развитие, теория контрактов, экономика стратегии. В 2011 году принимал активное участие в разработке обновленной «Стратегии-2020» - реформаторского документа, работа над которым курировалась первым вице-премьером Шуваловым, и который в итоге не был принят правительством. Несмотря на то, что Гуриев никогда открыто не противопоставлял себя власти и даже был вхож в Кремль (а в 2008 году ему даже предлагали возглавить Экспертное управление Администрации президента), оппозиционеры немедленно записали его в герои и начали стенать по поводу «великой утраты».
В качестве экспертов, согласившихся прокомментировать утрату, выступили довольно серьезные люди, правда, у одних возникли сомнения в достоверности информации, другие решили объяснить ее «не теми» причинами. По крайней мере, люди научного мира не увидели здесь никакого конфликта с властью. Довольно резкую, но интересную мысль высказал Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации: «Это действительно большая потеря для экономической науки, если под российской экономической наукой понимать тех, кто получает западные гранты и кого цитируют в западных журналах. Потому что Гуриеву и его жене принадлежит чуть ли не больше половина всех ссылок, которые существуют в западных журналах. Отъезд Гуриева является его личными выбором, но к экономической науке это отношения не имеет».
Действительно, все, кто хотел показать масштаб фигуры Гуриева, использовали для этой цели западную систему измерений: так понятнее. «Чтобы понять ущерб российской науки - ну, представьте, что факультеты экономики Гарварда, Стенфорда и Принстона целиком переедут в Европу. Американская наука понесет сравнимую по величине утрату», - пишет профессор Константин Сонин.
Личные мотивы и «дела страны»
Причина, по которой ученый уехал, была объявлена сразу же. Она оказалась довольно предсказуемой - кровавый режим. Достоверно известно, что Гуриев вызывался на допрос в СК по делу «Юкоса», это подтверждают в пресс-службе ведомства. Однако либеральные СМИ даже не знают сути этого допроса. Дело в том, что в 2011 году Совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека привлек Гуриева общественным экспертом по так называемому "второму делу "ЮКОСа". По итогам этой экспертизы глава Российской экономической школы публично сообщил, что Михаил Ходорковский получил свой второй срок незаслуженно. Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин в апреле 2012 года сделал заявление о том, что несколько организаций, представители которых впоследствии вошли в рабочую группу, занимавшуюся экспертизой приговора, получали в 2003-2004 годах финансирование от фонда "Открытая Россия", созданного на деньги ЮКОСа. Выходит, «оправдание» Ходорковского оплачено деньгами его же фонда?
Здесь важен еще один момент: об отставке Гуриева стало известно 29 мая, а допрос в СК прошел достаточно давно - месяц назад, так что связывать эти два события неуместно. К тому же сам Гуриев пояснял, что его не подозревают. Тем не менее, сам факт вызова в СК оппозиционеры не желают трактовать иначе, как «репрессии». Но позвольте, разве Гуриев принадлежит к «неприкасаемым»? Закон для всех един, и, если у следствия возникли к нему вопросы, почему оно не может им заинтересоваться? На основании индексов цитируемости и популярности на Западе?
Вторая причина, о которой вопят либералы - дружба с Навальным: Гуриев финансировал его фонд, при этом уточняя, что дает деньги не на политическую деятельность Навального, о которой имеет смутное представление. Эту версию считает несерьезной даже сам Навальный: «Никаких оснований связывать его эмиграцию с ситуацией вокруг «Кировлеса» или с поддержкой фонда нет».
Оппозиционные деятели уже откровенно достали своей узколобостью: такое ощущение, что «кровавый режим» у них стал условным рефлексом, опережающим развитие мысли. В иных категориях рассуждать они просто не способны. Кто сказал, что Кремлю вообще есть дело до решений Гуриева, касающихся его собственной жизни и деятельности? «Это тот случай, когда личные мотивы стали делом всей страны» - кто вот это сказал?
Но ситуация вокруг отъезда Гуриева сложилась совсем уж уникально: рефлекс «кровавый режим» сработал не только до какой бы то ни было мысли, но и до самого события, а, может быть, и вместо него. Информация, растиражированная либеральными СМИ, не получила подтверждения ни от самого Гуриева («Я в отпуске, на ПМЖ не подаю»), ни от Президента РЭШ Валерия Макарова. Последний уточнил, что можно говорить только об отпуске на несколько месяцев: «Ни о какой отставке речи вообще не шло».
«Будь нашим героем»
Почему, интересно, либералам не приходит в голову, что человек может сделать что-то, руководствуясь иными соображениями, нежели борьба против власти? Ну, например, поехать в отпуск к семье, совсем не обязательно на «философском пароходе»? Но нет, «либеральные друзья» и в этом случае не оставят его в покое. А причина, на мой взгляд, одна: наша оппозиция судорожно ищет себе новых героев. Те, что были - либо дискредитировали себя сами, либо были разоблачены, либо попросту были скучны сами и по себе и быстро устали от собственных скучных идей. А новые что-то не спешат «примкнуть». «Крупная рыба» вроде Гуриева, конечно, не помешала бы оппозиционерам, которые так любят изображать из себя мучеников и героев.
Насколько смешны теперь, после открывшихся подробностей, слова пафосных либеральных текстов! И как бросается в глаза то, что «креативный класс», который упрекает всех, кроме себя, в отсутствии творческого начала, сам мыслит до ужаса шаблонно. Из статьи в статью, из бложика в бложик кочуют нетленные «нельзя было позвонить и «попросить» (хотя нет сомнений, что такие попытки делались)», «решит бросить все ради свободы выбора, свободы высказывания и права без оглядки на власть решать, что важно для страны», «выбрал третий вариант, который наверняка даже не рассматривался в Кремле» (употребляется в значении: хоть и проиграл Кремлю, но все же обхитрил напоследок). Ну и, наконец, коронная, универсальная формулировка «...» - это глубокое поражение власти в борьбе с инакомыслием». Копируем сюда любую новость из ленты - и все, магическое заклинание готово!
Посетителям странички «виновника торжества» в социльной сети facebook о том, что Гуриев никуда не уходит, кажется, еще не известно. «Почему русские интеллектуалы - представители элиты и интеллигенции - это глотают? Почему смиренно ждут своей участи?», «Сергей Гуриев, конечно, не пропадет, но это такой мощный удар по репутации страны. Превращаемся просто в безмозглую корову - такую огромную тупую тушу с нефтяными сиськами», «У большинства граждан России уже через край выливается желание сделать страну лучше». И прочее в том же духе. Что же касается статуса самого Гуриева: мол, Париж лучше Краснокаменска, то, может, оно и так. Вот только у обычного человека для Краснокаменска «грехов» не хватит. Неужто у Гуриева наберутся?
Кстати, любопытное мнение высказывает ezhuravskaya: «По-моему, у него фейсбук взломали». А человек-то просто отдохнуть решил. В том числе и от этого «желания сделать Россию лучше», выливающегося через край.
Георгий Панкратов