6 мая в Замоскворецком суде столицы начнется процесс по делу о событиях на Болотной площади, произошедших год назад. На скамью подсудимых сядут 12 фигурантов: Андрей Барабанов, Степан Зимин, Денис Луцкевич, Ярослав Белоусов, Артем Савелов, Сергей Кривов, Александра Духанина, Алексей Полихович (участие в массовых беспорядках и применение насилия к полицейским), Владимир Акименков, Николай Кавказский, Леонид Ковязин (участие в массовых беспорядках), а также Мария Баронова (призывы к неподчинению требованиям полицейских).
Обвиняемым на Руси всегда сопереживали, тем более, когда с одной стороны - конкретные люди, а с другой - абстрактное государство. Будь они хоть трижды виновны, все-равно сработает эффект Веры Засулич, которая чуть не убила Петербургского градоначальника Трепова, однако сумела добиться такой симпатии присяжных заседателей, что вместо 15-20 летнего срока оказалась на свободе.
Впрочем, присяжные вынесли вердикт - преступление без виноватых - не просто так. Их подкупили - не буквально, конечно, а при помощи, так называемого, общественного мнения. Два выстрела в Трепова были расценены не как терроризм, а как выражение гражданской позиции, дескать, немного «погорячилась» девушка, что ж в острог ее за это упечь? Тогдашние либералы решению суда рукоплескали, сегодняшние о подобном исходе мечтают. Но мечтают активно и деятельно.
Общая позиция противников нынешнего «самодержавия» и адвокатов обвиняемых следующая. Для примера возьмем выводы комиссии «общественного расследования», сформированной членами «Комитета 6 мая» и «РПР-ПАРНАС» с двумя основными тезисами:
а) 6 мая 2012 года на Болотной площади были не «массовые беспорядки», а «отдельные столкновения полиции с демонстрантами»; б) Эти столкновения сами правоохранительные органы и спровоцировали. Таким образом, вырисовывается абсолютно закольцованная схема, по которой, если кого и судить, то исключительно полицейских.
Вся «рукоподатная общественность», весь правозащитный «кружок», все либеральные СМИ придерживаются вышеизложенной логики. Даже не верится, что не так давно, эти самые граждане при сходных обстоятельствах, словно с цепи сорвались. В кои-то веки их чаяния совпали с реакцией официальных властей. Меня не было 6 мая 2012 года на Болотной площади, но другую площадь - Манежную я запомнил очень хорошо. Особенно то, что было «после».
Напомню предысторию: 11 декабря 2010 года в непосредственной близости от Кремля собралось по разным оценкам от 10 до 50 тысяч человек, протестующих против безнаказанного (на тот момент) убийства Егора Свиридова, застреленного в драке с представителями Северного Кавказа (их задержали по горячим следам, но потом ... отпустили). Закончилось все столкновениями с ОМОНом, задержанием 65 человек и госпитализаций 29 (из них 8 правоохранителей). Еще пострадала наряженная к Новому году елка (ободрали снизу).
Сравним эти цифры с Болотными, когда было задержано 400 демонстрантов, травмировано 82 полицейских, а ущерб, причиненный федеральному и муниципальному имуществу превысил 28 млн. рублей. Мягко говоря, «итоги» сопоставимы.
Самое интересное произошло постфактум: те, кто нынче отказывает в самом факте «болотных беспорядков», беспорядки «манежные» приговорили сразу. «Бойня в центре Москвы», «Черносотенный погром», «Фашисты атаковали Кремль» - на фоне таких и подобных заголовков, официальная идиома «массовые беспорядки» звучала почти что ласково. И никто из правозащитников отчего-то не требовал «разбираться персонально», «доказывая степень вины каждого» - в «озверевшие молодчики», напавшие на основы Конституционного строя, либеральные СМИ записали всех, присутствовавших на Манежке. А уж, как на Западе-то старались, «рисуя» картинки с «националистического шабаша» в Москве, то вообще песня.
Никому и в голову не пришло «заикаться» об «отдельных столкновениях с демонстрантами, спровоцированных правоохранительными органами». Хотя, по большому счету в этом тоже присутствовала определенная логика, озвученная Владимиру Колокольцеву (в ту пору начальник столичного ГУВД) в переговорах на Манежке: «Почему отпустили убийц Свиридова?»
Поневоле напрашивается резюме: с точки зрения либеральной оппозиции, булыжник запущенный в ОМОН 11 декабря 2010 года, принципиально отличается от камня, брошенного в полицейских 6 мая 2012 года. Оказывается, все зависит от того, с какими намерениями используется «снаряд», поэтому есть «правильные» беспорядки и «неправильные». При первых следует карать нещадно, при вторых отпускать с аплодисментами в зале суда.
Михаил Синельников