Урок для провокаторов

К вопросу о провокациях и провокаторах.

Чего, например, хотел печально известный израильтянин, застреленный охранником возле Стены Плача? Выкрики «Аллах Акбар!» возле чужой святыни, среди мирных и молящихся людей, сопровождаемые попыткой демонстрации непонятного предмета - это что было, протест? Или, как сейчас говорят, перформанс? Или желание минуты славы, которую он действительно получил сполна? Охранник всадил в него десять пуль, приняв за террориста - причем действовал строго согласно инструкции. Возможно, ему уже потом объяснили, что это душевнобольной, который привлекал к себе внимание и раньше: например, антиправительственными выкриками возле той же Стены Плача. Возможно, охранник этого не знал: и вправду, он же не обязан знать всех душевнобольных.

В современном мире фраза «Аллах Акбар!» вызывает уже условный рефлекс - она ассоциируется с опасностью, которую нужно ликвидировать незамедлительно, чтобы спастись: взрывы домов, захваты заложников, теракты в метро и на улицах всего мира воспитали в той части человечества, которая не мечтает о вселенском джихаде, этот страх. Наверное, следующие поколения уже будут рождаться с ним в крови. Возле мировой святыни, притягательной для фанатиков и экстремистов, промедление было недопустимо. Мне кажется, к охраннику не должно быть никаких вопросов.

Вопросы остаются к «душевнобольному» (был ли он таким на самом деле?), вот только задать их уже невозможно. Человек не был террористом, но выдал себя за него, совершил намеренную провокацию, скорее всего лишенную смысла, за что и поплатился. Находясь в месте поклонения святыне, он противопоставил себя собравшимся и продемонстрировал враждебное отношение. Даже если бы история не закончилась так плачевно, его бы наверняка прогнали, возможно, поколотили - в любом случае не поняли бы. Потому что какой ни была бы идея, заложенная в этот поступок, святое место - все-таки не платформа для выражения гражданской, политической или еще черт знает какой позиции. Случившаяся трагедия лишь приковала к этой очевидной истине внимание всего мира, сделала ее еще очевиднее.

По-русски это именуется просто: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят», и хотя в речи этот оборот употребляется иносказательно, здесь мы видим его дословное воплощение. Не имеет значения, как именно этот «устав» преподносится - как обычай из другой религии, яркая политическая акция, презентация новой песни или просто хулиганская выходка.

В любом обществе, социальной и религиозной группе существуют свои устои, правила, которые не следует нарушать: так, существуют поступки уместные, неуместные и просто недопустимые. Неудивительно, что провокаторов пытаются устранить из любой среды, потому что их действия всегда представляют собой удар по самой сути, образующей общественную группу, они покушаются на устои и нормы и всегда осуществляются самыми непотребными способами.

Заметьте, это происходит даже в случае, если прямого намерения оскорбить людей нет, а есть только желание утвердиться за их счет - например, донести на чужой территории свои идеи, никакого отношения к жизни и ценностям собравшихся не имеющие: именно это и произошло возле Стены Плача. Если рассматривать этот тезис глобально, он становится еще отчетливее: существуют веками сложившиеся устои, которые не следует нарушать - культурные, социальные, религиозные коды, присущие в целом обществу, которое и является составляющей государства.

Попытка привить обществу чуждые ему ценности подобна стремлению прорастить семена в почве, которая для них непригодна. Она является не чем иным, как провокацией: не считаясь с интересами общества, она направлена на его слом и построение на его месте другого общества, лояльного этим ценностям. А, стало быть, она изначально враждебна.

Поступок душевнобольного израильтянина являет собой эту картину в миниатюре. В рамках нашей большой страны подобное можно наблюдать каждый день. Самый громкий случай - это, разумеется, Pussy Riot, чей «трибьют Богородице» - по сути тот же самый «Аллах Акбар!» для человека, пришедшего пообщаться с Господом в тишине.

«Аллах Акбар!» для всей трудовой России - митинги на Болотной, где кучка разодетых в клоунские костюмы хипстеров решает, как жить стране. «Аллах Акбар!» для ветеранов ВОВ и чтущих память потомков - презервативы возле Вечного огня.

Отцам семейств и добродетельным женам и матерям кричат «Аллах Акбар!» также слегка душевнобольной Николай Алексеев с его ЛГБТ-активистами, да бесноватые защитники прав «родителей номер 1 и 2» из прогрессивных стран на усыновление наших детей.

«Аллах Акбар!» говорит москвичам Навальный, предлагая себя на замещение мэрской вакансии. И это все также имеет отношение к терроризму, не буквальное, разумеется, а скорее символичное - потому что это подрыв. Ведется подрывная деятельность против нашей жизни.

Чуждая среда постоянно рвется в нашу повседневность, чтобы прокричать свои заветные слова и вытащить «похожий на оружие» предмет. У нас, конечно, нет такого же охранника, как тот, возле Стены Плача. Но и провокаторы пока еще не перешли грань, хотя порой и приближаются к ней на опасное расстояние. Те же Pussy Riot были максимально близки. Конечно, все, о чем я здесь сказал, стоит воспринимать как символы, не буквально. Но тем, кто так рвутся перейти грань и активно к этому призывают, пусть случай в Израиле будет уроком.

Георгий Панкратов


Автор
Володин Олег