Ну, наконец-то, в кои-то веки российские правозащитники вступились за нашего! О том, почему экс- ЦРУшник Эдвард Сноуден теперь наш чуть позже, а пока - Михаил Федотов глава СПЧ: «Защита должна быть предоставлена независимо от государственных границ. Это касается не только истории с господином Сноуденом. Это касается и основателя WikiLeaks господина Ассанджа». Федотов особо подчеркнул: «когда человек раскрывает тайну, которая представляет угрозу для многих тысяч людей», он предупреждает общество об опасности, а значит, заслуживает защиту со стороны этого общества.
Людмила Алексеева глава МГХ: «Думаю, что Россия не выдаст Сноудена США - у нас нет соглашения с США о взаимной выдаче ... Депардье предоставили гражданство, а почему Сноудену не дать? Я не могу судить, преступник ли Сноуден и предатель ли он...»
Ну, конечно, застрявший между небом и землей, а конкретно в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево», бывший технический сотрудник ЦРУ США и подрядчик Агентства национальной безопасности (АНБ) - предатель и преступник! Американцы имеют все основания так относиться к человеку, сообщившему «по секрету всему свету» данные о сверхтайной шпионской программе PRISM, в рамках которой крупнейшие интернет-корпорации вроде Microsoft, Yahoo, Google, Facebook, PalTalk, AOL, Skype, YouTube и Apple, распахнули свои сервера, содержащим персональные данные пользователей, включая российских.
Таким образом, спецслужбы получили возможность отслеживать транзакции по кредитным картам, электронную переписку, закрытые документы, аудио- и видеофайлы, фотографии людей по всему миру. Даже шутка появилась: Мы все уже не «под колпаком», отныне мы под «ПРИЗМой».
Вполне естественно, что откровения Сноудена вызвали целую череду скандалов - мало нам своих спецслужб, теперь вот и чужие будут совать длинный нос дяди Сэма, куда не попадя. Репутации «оплоту демократии» был нанесен очередной урон и Штатные официальные лица заговорили подчас, как обыкновенное мурло.
Например, председатель комитета по иностранным делам сената Конгресса США Роберт Менендес (между прочим демократ, от штата Нью-Джерси) высказался так: «Сноуден загостился в московском аэропорту. Я призываю российское правительство в интересах правосудия, а также американо-российских отношений, немедленно выдать его в руки властей США».
Подобное надо лечить только подобным, поэтому в ответ стоит сказать следующее: «Полковник Потеев (перебежчик из СВР, бывший замначальника Управления «С» (нелегальная разведка), выдавший сеть российских нелегалов и приговоренный именем Российской Федерации к 25-летнему сроку за измену родине - прим.авт) загостился на американской земле. Призываем правительство США в интересах правосудия, а также американо-российских отношений, немедленно выдать его в руки властей России».
Тот, кто для вас «сукин сын», для нас - «наш сукин сын», и наоборот - таковы правила Большой игры, против которых принято возражать лишь в проигрышной ситуации. А она для России в данный момент отнюдь не такая. Сноуден дал отличные козыри.
Во-первых, нарушен огромный перечень международных законов и конвенций, касающихся неприкосновенности частной жизни. Во-вторых, может быть нанесен серьезный ущерб экономике суверенных государств - получение инсайдеровской информации легко использовать для создания условий нечестной конкуренции на зарубежных рынках и, напротив, предоставление преференций американским компаниям (выгодные покупки и продажи акций, превентивное патентование и пр).
После таких «подлянок» выступать с обвинениями России в том, что именно она «ухудшает» двусторонние отношения, все равно, что повторять «сам дурак» - аргумент «непобиваемый», но только в детском саду. Даже с точки зрения юридического словоблудия наши позиция в истории со Сноуденом выглядят предпочтительнее американских.
Например, столь уважаемая организация, как Интерпол зачастую отказывает в экстрадиции преступников странам, применяющим смертную казнь. А чисто гипотетически военный трибунал США, или федеральное правительство наделены правом требовать «исключительной меры наказания» за измену.
Кстати, самый первый смертный приговор в Америке вынесен именно за это - в 1608 году изменника повесили в Джеймстауне за шпионаж в пользу Испании. На основании чего, Россия всегда может заявить, что не выдаст человека на эшафот - и морально, и юридически не подкопаешься.
Поэтому нам надо не оправдываться, а наступать, хотя бы для того, чтобы потенциальные идеалисты, вроде Сноудена знали заранее - не только в Америке защищают права человека, как это не парадоксально кому-то покажется. Вон и Людмила Алексеева не даст здесь соврать (смайлик).
Михаил Синельников