Итак, Мосгоризбирком выдаст Алексею Навальному удостоверение кандидата в мэры Москвы. Регистрацию оппозиционер получит накануне оглашения приговора по делу «Кировлеса». Однако шансов на то, что Навальный действительно наберет сколь бы то ни было значимый результат, объективно говоря, немного. А вот воя по поводу того, что мол, честного человека выдвинули в мэры, а власть, испугавшись конкуренции, вынесла обвинительный приговор, кажется, не избежать.
С помощью кандидатского удостоверения подсудимый Навальный умело отвлечет внимание общественности от реально вменяемого ему преступления, а его сторонники, наверное, уже сейчас набрали в рот воздуху, чтобы спустя пару дней громко выдохнуть: «узник совести», «приговор режиму», «дело против меня», ну или еще чего-нибудь придумают - они ж не зря креативные. А вот сам жест Навального особым «креативом» назвать не получится: выдвижение своей кандидатуры в органы государственной власти накануне или во время судебного преследования предпринимается в современной российской истории не впервые. Посмотрим, кто воспользовался этим приемом задолго до до иконы белоленточников:
Олег Лурье, независимый журналист
В 2007 на Лурье было заведено уголовное дело. Однако привлечь Лурье в качестве подозреваемого следователям не удалось, поскольку тот зарегистрировался кандидатом в депутаты Госдумы РФ от «Справедливой России» по Нижегородской области. Тем не мене, в Думу он не прошел, а к этому моменту следствием уже были собраны дополнительные доказательства. В январе 2008 года Олег Лурье был арестован.
Михаил Ходорковский, экс-глава «ЮКОСа»
Выдвинулся в депутаты в 2005 году: в Москве тогда шли довыборы в связи с уходом из Думы одного столичного одномандатника. К тому моменту первая инстанция вынесла приговор в мае, а вторая ожидалась в ноябре-декабре. До суда второй инстанции приговор в законную силу не вступает: на том и строился расчет Ходорковского. Но реализовать его не удалось: процесс был ускорен, суд состоялся раньше и приговор вступил в силу. Таким образом, Ходорковский выбыл из числа выдвинутых кандидатов.
В 2011 году была зафиксирована вялая попытка выдвижения Ходорковского в президенты. «Нужен символ бескомпромиссного сопротивления властям», - говорилось в обращении некоей общественной группы на специально созданном сайте. Тем временем, Мосгорсуд рассматривал второе дело Ходорковского и Лебедева, а их защитники возмущались, что процесс сознательно затягивается. ЦИК РФ не оставил без внимания предложение выдвинуть кандидатом в президенты Ходорковского: его представитель выступил с заявлением, что граждане, находящиеся в местах лишения свободы, не имеют права избираться или быть избранными.
Владимир Квачков, военный:
В 2005 году был арестован по обвинению в покушении на главу РАО ЕЭС России Анатолия Чубайса. Несмотря на то, что Квачков находился под следствием, он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной думы Федерального Собрания РФ по 199-му Преображенскому округу Москвы. На довыборах в декабре 2005 года занял второе место, проиграв около 7 процентов голосов отставному полковнику ФСБ Сергею Шаврину, выдвинутому партией «Единая Россия».
Довыборы в Думу были намечены на 12 марта следующего года, но в феврале избирком Медведковского округа номер 196 Москвы отказался зарегистрировать находившегося в СИЗО Квачкова. Официально сообщалось, что избирком отказал ему в регистрации из-за отсутствия необходимых документов. Впоследствии Центральная избирательная комиссия поддержала решение окружного избиркома. А уже весной 2006 года дело о покушении на главу РАО ЕЭС было передано в суд.
Несмотря на то, что все персонажи разные, и сравнивать того же Квачкова с Ходорковским и, тем более, Навальным, я бы не стал, примеры отлично иллюстрируют бесперспективность выбранного метода: никому из перечисленных лиц он, как видим, не помог.
Ну, разве что создал кратковременный ажиотаж вокруг их фамилий.
А такое Навальному по душе.
Георгий Панкратов