Как и ожидалось, реакция западных СМИ на приговор Навальному свелась лишь к одному тезису: борца за свободу посадили по политическим мотивам. Даже скучно. Самого дела, фигурантом которого являлся осужденный, никто не замечает, изначально укрепившись во мнении, что в обыкновенной «уголовке» так много политики! Вот только на примере того же США можно увидеть, что «неугодных режиму» сажают на такие срока, после которых на волю выходить уже незачем.
Статья уголовного кодекса, по которой к пяти годам лишения свободы был приговорен Алексей Навальный, для российских судов одна из самых ротируемых. В основном, приговоры за присвоение или растрату выносят рядовым кассирам салонов по продаже сотовых телефонов, которые не удержались и залезли в кассу, бухгалтерам предприятий, не сумевшим пройти мимо подотчетных денег, и самым разным клеркам всех мастей, решивших поиграть с фортуной. Известие о том, что по этой статье обвиняемым стало лицо довольно известное и в определенных кругах популярное, привлекло внимание СМИ. Корреспонденты некоторых изданий взрывались мнениями: статью «шьют» только для того, чтобы избавиться от опаснейшего противника в кампании выборов мэра Москвы, да и, может быть, претендента на всероссийский пост, где сам Навальный пророчил себе место.
Спустя несколько минут после приговора Навальному, филиалы западных СМИ в России разразились «сенсацией». Оказывается, что обвиняемый по делу в хищениях в особо крупном размере - жертва политического заказа. Политически мотивированным процесс назвал и посол Соединенных штатов в России Майкл Макфолл. Дипломат написал: «Мы глубоко разочарованы осуждением Навального и явными политическими мотивами этого процесса».
Белый дом оказался куда менее оперативным, но спустя несколько часов присоединился к Макфолу. Ничего нового: политически мотивированный процесс, глубокое разочарование российской системой правосудия. Сенатор Бенджамин Кардин заявил, что с вынесением решения по делу Навального, «Россия откатилась в темные времена Советского Союза». Куда откатилось США, Кардин - один из авторов закона Магнитского - к сожалению, не пояснил.
Понятно, что другой реакции ждать не приходилось. Однако давайте вспомним некоторые моменты правосудия «развитых стран».
В той же Америке происходил далеко не один судебный процесс, обвиняемыми по которым были политики самых разных мастей. Причем политики официальные, с табличкой на двери, большим креслом и секретаршей. В начале 2011 года в США был осужден губернатор штата Иллинойс Род Благоевич. Политик обвинялся в том, что собирался продать сенаторское кресло за круглую сумму. В дело вмешалось ФБР, которое и сформулировало обвинение. К уголовной статье добавился ряд имиджевых обвинений вплоть до того, что губернатору припомнили его опоздания на встречи. Суд признал Благоевича виновным и приговорил его к 14 годам тюрьмы.
О том, что это обвинение не было политически мотивированным, не сказал только ленивый: все очевидно - простая «уголовка». Однако если знать предысторию скандала, становится многое понятно. Благоевич, находясь в должности губернатора, успел основательно поссориться с законодательным собранием штата, которое осуждало некоторые решения губернатора. Кроме того, Благоевич испортил отношения с Обамой, который попросил его уйти в отставку. Губернатор просьбам не внял и в итоге оказался за решеткой так и не восстановив понимания с национальным лидером. Об этом, понятное дело, западные СМИ тактично молчат, нападая на «продажный российский суд», выносящий заказные решения.
Еще более мощная волна поднялась после того, как Кировский областной суд 19 июля отменил решение судьи Сергея Блинова об аресте Навального и Офицерова. Ходатайство о незаконном решении было подано прокуратурой. И в этом действии некоторые усмотрели подоплеку: надзорное ведомство прикрывает политический приговор, играя в игру про честных прокуроров. Однако на самом деле, в действиях прокуратуры нет ничего необычного. Приговор еще не вступил в законную силу и будет обжалован. Статья, по которой были осуждены Навальный и Офицеров, не предусматривает меры пресечения в виде заключения под стражу на период следствия или обжалования приговора. Только и всего: надзорное ведомство выполнило свою функцию и указала судье на недопустимость некоторых решений. Или это тоже политические игры и происки «режима»?
И наконец: скорее всего, осужденные будут добиваться рассмотрения приговора в ЕСПЧ, ведь российским судам проходившие по делу «Кировлеса», не доверяют. Найдет ли ЕСПЧ в уголовном деле Навального политическую подоплеку - большой вопрос. Стоит вспомнить дело Михаила Ходорковского, который также пожаловался европейским судьям в надежде поменять «уголовку» на политику. Тогда суд не усмотрел в деле главы «Юкоса» никакой политической подоплеки заявив лишь, что в камеру, где содержался олигарх, неплохо было бы повесить чистых полотенец.
Антон Фролов