С 1 августа в Москве вырастут тарифы на коммуналку. В преддверии выборов многие увидели в этом хорошую возможность обвинить Сергея Собянина в лоббировании этого повышения. Только не стоит забывать, что проблема роста тарифов актуальна не только для столицы (где горожане даже на платят 100 % коммуналки), но и для всей России. А скачки цен на услуги ЖКХ провоцируются шустрыми управляющими компаниями.
С 1 августа 2013 года жителям Москвы придется платить больше за услуги ЖКХ. Платежи увеличатся в среднем на 139 рублей на человека. За один квадратный метр жилплощади, таким образом, придется заплатить дороже на семь рублей. Газ подорожает на 15 %, тепло на 7%, холодная вода на 6.2%, воодоотведение на 6.1%, а рост тарифов на электроэнергию составит от 10 до 12%.
Если сказать, что жители такими расценками не довольны - не сказать ничего. Кому же хочется платить больше. Зато повышением довольны те, кому такие новости только на руку: впереди выборы мэра и вину за рост тарифов ЖКХ можно взвалить на плечи столичного градоначальника, таким образом показав избирателю, какой нехороший человек может остаться в кресле мэра. Однако, давайте разберемся. «Коммуналка» и ее стоимость, беда не только для москвичей, но и для жителей регионов, где каждый год тарифы растут, но новые дороги, чистые подъезды и ухоженные детские площадки никак не появляются. Столичным жителям еще можно позавидовать: ни один квартиросъемщик Москвы не оплачивает 100% коммунальных услуг. Жители платят 80%, а остальное берет на себя город. Можно сказать что сумма небольшая и не существенная? Вряд ли: городу такое «спонсорство» в нынешнем году обойдется в 80 миллиардов рублей. В эту сумму входят дотации теплоснабжающим компаниям и за счет этого город компенсирует жителям повышение тарифов непосредственно от поставщика ресурса. Этими же деньгами уравновешивается повышение цен на газ таким образом, что москвичи не платят больше с каждым скачком ценника. Из этих 20% финансируются работы по содержанию жилого фонда управляющих компаний и соцподдержка горожан. Большинству регионов такое и не снилось. Там, если энергосбытовая компания решает «задрать ценник», то оплачивать такое решение будут непосредственно жители.
И если сейчас увеличение цен на ЖКХ проходит по Москве повсеместно и официально, то не стоит ли сказать о том, что гораздо большие скачки тарифов случаются на протяжении всего года по нескольку раз в различных районах столицы. Причина тому - управляющие компании, которые стали буквально второй властью в рамках своего, отдельно взятого, района, дома, подъезда.
Например, если житель платил за «коммуналку» 4000 рублей в январе, а в феврале ему приходит счет уже в 6000 рублей, объяснять такой «фокус» никто не торопиться. И если задавать этот вопрос представителям управляющей компании, то в 99% случаев ответ будет одним: у нас такие тарифы, все в жизни дорожает. В большинстве своем, рост тарифов не несет в себе прямой уголовщины со стороны «управленцев», но об определенных махинациях говорить можно. Скажем, те жители, которые не поставили в своих квартирах счетчики потребления воды будут автоматически платить больше. И это не из-за роста тарифов. Управляющая компания «вешает» на таких жильцов общее потребление воды по дому и выставляет счет. Только и всего, но как грамотно!
Кроме того, некоторые особо одаренные управляющие компании вообще не удосуживаются ничего объяснять. Просто выставляют счет и направляют платежку адресату. Разбираться, почему тарифы выросли, на самом деле, идут единицы, в основном, все покорно платят не желая связываться: все равно ничего не изменить. Собственно, на таких все и рассчитано.
Больше всего «игра с цифрами» бьет не столько по льготникам, у которых ценники за ЖКХ существенно меньше, а по людям среднего возраста с детьми и невысоким доходом, ведь им приходится платить, как говорится, по счетчику.
Проблема с довольно вольным поведением управляющих компаний будет актуальна еще долго, ведь зачастую жители не знают куда можно пожаловаться на рост тарифов или бездействие «управленцев». Впрочем, единого центра, куда могли бы стекаться такие претензии не существует. Глава Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин так и заявил: единого адресата для жалоб граждан нет. Видимо, сам Цицин и его ведомство, зная о такой серьезной проблеме, взваливать эту функцию на себя совсем не хотят. Цицин предложил создать систему народного контроля и организовать по всей стране специализированные комиссии, куда бы входили представители муниципалитетов, ТСЖ и управляющих компаний. Интересный подход: свалить все со своих плеч на плечи налогоплательщика. «Это бы позволило более эффективнее управлять многоквартирными домами и организовать диалог с ресурсоснабжающими организациями», - сказал Цицин. Да, нужно более эффективно управлять домами и информацией по ним, ведь на сайте «Реформа ЖКХ», который был разработан под руководством Фонда содействия реформированию ЖКХ, невозможно найти информацию не только по некоторым домам. В базе данных отсутствует информация о целых районах и городах.
Ну а пока те, кто прямым образом должен помогать и консультировать граждан, предлагают им «вертеться самостоятельно», эксперты разработали несколько советов. Итак, что делать, если управляющая компания начинает поднимать тарифы?
Во-первых, всегда внимательно читайте каждую платежку. Необоснованное повышение платы за услуги ЖКХ - повод требовать объяснений и получить их в обязательном порядке. Во-вторых, вы имеете право запросить данные по всем тарифам и нормативам, по которым вам начислили «коммуналку». Эта информация является публичной и права отказать вам в ее получении нет. И в третьих, если вы обнаружили расхождение в тарифах, требуйте перерасчета и возврата денег, если они были уплачены. При необходимости можно обратиться в суд.
И самое главное: не оставляйте все как есть, покорно оплачивая то, что вам присылают. В конце-концов, собрание жильцов может требовать смены управляющей компании и сделать это будут обязаны по закону.
Антон Фролов