Эксперты в один голос говорят: у Алексея Навального был шанс стать «большим» политиком, но эту возможность он почти погубил, выводя на митинги своих сторонников и агрессивно агитируя голосовать за себя. Что будет после выборов и какую политику выберет сам кандидат? Об этом мы поговорили с директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.
Константин Васильевич, Навальный утверждает, что не собирается устраивать никаких акций после выборов, однако его штаб распространяет информацию об обратном. Что будет делать кандидат после голосования и каким путем он может пойти?
«Сейчас стоит вопрос о том, превратиться ли девятого числа Навальный в федерального публичного политика или же он останется мальчиком с деревянной саблей, который бегает по баррикадам и призывает всех к революции. Самое главное для него будет не восьмого числа, а именно девятого. Давайте будем откровенны: можно не верить соцопросам, но таких чудес не бывает и я с трудом представляю вариант с которым у нас будет второй тур. Сама власть сделала максимально много для того, чтобы Навальный стал именно большим, публичным политиком».
Так зачем власти понадобилось продвигать Навального с его «революцией»?
«Это курс, который можно легко описать: ребята, если вы хотите участвовать в законных выборах - пожалуйста, мы будем вас поддерживать. Но кто хочет заниматься сменой режима революционным путем, выстраивать провокации, звать народ на штурм Кремля, то мы с вами будем поступать жестко. Вот почему по майским делам прошлого года были очень жесткие приговоры».
Избирательная кампания на выборах мэра была напряженной и, в случае с Навальным, для него все было не так легко. Ведь и в тюрьму посадили и нарушения предали огласке...
«Вопрос не в том, что Навальный мог оказаться в тюрьме, а вышел на свободу. Дело в том, что ему помогли и собрали подписи муниципальные депутаты. То есть, сделали работу за него самого. Его могли снять раз десять, потому, что сам штаб натворил кучу глупостей. Но не сняли».
Кстати интересно: нарушения действительно были, информацию об этом придали огласке, но реакции не последовало.
«Можно предъявить власти, что она должна была быть пожестче. Но решение было такое: человек растет, не будем ему мешать превращаться в федерального политика даже если он делает откровенные ошибки. Власть пригласила его на выборы и дала реальный шанс».
А это не может быть воспринято как прецедент и в последующем некоторые будут вести себя так же, надеясь не встретить никакого противодействия?
«Чем мягче будут условия доступа в публичную политику, тем лучше - я так считаю. Сейчас закон об условиях доступа партий к федеральным выборам еще не принят . Все ли получат регистрацию, не все. Была встреча с Путиным, где его просили этот закон ужесточить, но президент выступил против. Я тоже считаю, что необходимо максимально мягко к этому относиться. В чем проблема, если у нас будет тридцать зарегистрированных партий? Пускай! Избиратели у нас все-же не конченные дебилы и смогут сделать свой выбор. Так что можно много и по-разному говорить о том, почему Навального не сняли. Но у власти был рациональный подход, чтобы не поступать жестко и не чинить препятствий. То же самое было с Ройзманом, который, кстати, по сравнению с Навальным делал куда меньше ошибок и глупостей.
С другой стороны действительно: у Навального была самая мощная кампания. Вся столица им увешана. Говорить о препятствиях не стоит.
«Да. У меня возле работы этот его куб стоял. Домой постоянно газеты его приносили. Вот говорят, плакаты его срывали по Москве. А у меня его плакат на соседнем доме до сих пор висит. Но штабу Навального всего этого мало. Надо нам на этот канал, на тот, пусть Собянин к нам придет. Возможностей и так было много. А то, что по каким-то там данным дебаты смотрело четыре тысячи человек, то это проблема кандидатов. Москвичи видят эти каналы, они общедоступны, но интереса, наверное, не было».
Но Навалный и Волков говорят о нечестных выборах несмотря ни на что...
«Для Навалного честные выборы - это выборы в которых он побеждает. Но вопрос в том, как он себя поведет после голосования. Поведет народ или нет? Потом ведь будут выдумывать что им там руки ломали или еще что. Но посмотрите на город и на агитацию перед выборами: у меня вообще есть ощущение, что агитацию ведет только Навальный».
Выборы в столице заявляются как максимально честные и открытые. Удастся этого достичь?
«Москва - идеальный город для наблюдения за ходом таких мероприятий. Потому, что если не смогут честные выборы обеспечить в столице, то что тогда говорить о регионах. Я знаю, что избиркомам по всей стране рассылаются инструкции о том, что необходимо пускать наблюдателей, ни в коем случае их не удалять, чтобы не было скандалов. Власть делает московские выборы образцово-показательными. И если Навальный говорит о фальсификациях, то это просто смешно. Доходит действительно до анекдота: читаю как-то, что наблюдателям не дают открепительные и этим они сильно возмущаются. А на выборах в Думу вопили: возмутительно, что открепительные дают! Это надо прекратить! Вы же сами требовали! Но еще раз говорю: самое главное - девятое число. Станет ли Навальный публичным политиком с возможностью идти в Мосгордуму, куда может реально попасть, или останется в возрасте политического младенца бегая по улице. Во втором случае, он попадет за решетку».