Были ли выборы честными?

Выборы мэра столицы окончены. Победил Сергей Собянин. Его ярый противник Алексей Навальный не признал поражения. Несмотря на то, что для кандидата от оппозиции выборы стали едва ли не самым скандальным этапом в его жизни, он настаивает на нечестности власти. Politonline вспомнил самые яркие моменты предвыборной гонки и так и не смог понять: на каком языке Навальный говорит с избирателями.

Второго тура голосования в столице не будет - так заявил избирком. Собянин собрал достаточно голосов, чтобы считаться победителем. Однако предвыборный штаб кандидата Навального и он сам настаивают на пересмотре результатов. Причина - якобы имевшие место быть фальсификации при голосовании на дому. Довод простой: на избирательных участках подделать что-то или сфальсифицировать было неимоверно тяжело, а вот на «домашних выборах», где нет КОИБов и наблюдателей, сделать можно все что угодно. Таков тезис. Второго тура Навальный ждал и чаял.
И делал это потому, что понимал: выиграть не получиться, но «продлить противостояние» все же стоит. Кампания велась жестко и кандидат от РПР-ПАРНАС больше говорил о лживых чиновниках и купленных выборах, нежели о том, что будет делать, если вдруг окажется в кресле мэра. Пока не оказался, и теперь, остается продвигать первую линию политической манипуляции, которая, если читать между строк, сводиться к одному: если выборы выиграл не Навальный, то они были нечестными.

Впрочем на выборы кандидата буквально тянули, не озираясь на нарушения. То, что другим бы никогда не простили, ему сходило с рук.

Московские выборы мэра стали уникальными в своем роде. С 2003 года в столице не проводилось голосования за градоначальника. Уйти в отставку и "переизбраться всенародно" решил московский глава Собянин, последовав примеру рязанского губернатора Олега Ковалева - который без труда вернул себе кресло главы региона с помощью самих жителей. Еще одна немаловажная особенность - наличие такого кандидата как Навальный. Блогер решил заняться политикой, а к выборам был допущен «кандидат улицы» - новичок, не отличившийся никакой эффективностью (ни в Кирове, ни в "Аэрофлоте", ни даже в КСО).

Навальный пошел один, собрав в свой штаб также ничего не представляющих сотрудников. Агитация и реакция на различные ямы и ухабы, шла неровно, нервно и порой абсолютно странно. И можно предположить, что Навальный, оказавшись в кресле мэра, в канун своего переизбрания пошел бы тем путем, с которым сейчас сам борется: снятие с выборов оппонентов (вспоминаем КСО), фальсификации голосов (вспоминаем выкидывание Удальцова) и улаживание проблем, которые привели бы к потере должности. Сейчас, когда выборы проиграны, кандидат от РПР-ПАРНАС призывает людей выйти на улицу, устроить второй Майдан. Хотя наличие таких планов Навальный горячо отрицал еще за два дня до выборов.

В итоге, в копилке кандидата нарушений накопилось море, а победы «несмотря ни на что» так и не приключилось. На каком языке Навальный говорит с избирателями, чего он достиг и почему собственные «косяки» не принимаются во внимание? И впрямь, словно в моменты огласки многочисленных нарушений забыл русский язык. Politonline вспомнил самые громкие моменты «кампании Навального».

Спасение утопающих

Перед самым напряженным этапом агитации Алексей Навальный оказался в тюрьме. Приговор в пять лет общего режима лишал и свободы, и всех перспектив заниматься политикой на годы, намного большие, нежели сам приговор. Тем не менее, кандидат оказывается на свободе и сойдя с фирменного поезда Москва-Киров, принимается заниматься своей интеграцией в кресло на Тверской. Впрочем, даже находясь на свободе, Навальный не смог ничего поделать: необходимого количества подписей для прохождения муниципального фильтра кандидат собрать просто бы не смог. Помог Собянин. Муниципальные депутаты набрали необходимое число подписей, но своего «спасибо» никто не дождался: Навальный заявил, что он заставил власть агитировать за себя и, таким образом, победил. Избиратели искренне не понимали что происходит. Тем, кто готов был отдать свой голос за Навального показались странными такие манипуляции, а некоторые обвинили кандидата в сговоре с властью. Оппозиционер такое отношение к себе проигнорировал и призвал начинать борьбу.

Деньги в дело

С самого начала предвыборной кампании Навальный заявил, что средства на агитацию и прочие инструменты пиара ему дадут сами избиратели. В своем блоге оппозиционер разместил призыв «скинуться всем миром». Для благотворительности был открыт счет на сервисе Яндекса и деньги, что называется, покапали. Избирком и депутаты заинтересовались происхождением денег. Ведь средства на предвыборную кампанию должны иметь прозрачный источник. А сервис Яндекса не предусматривает обязательных координат жертвователей. Таким образом, деньги были взяты неизвестно откуда и у некоторых экспертов было подозрение, что кандидат «втемную» проводит средства, которые невозможно подсчитать. Это, опять же, нарушение законодательства. После такого негатива штаб кандидата сообщил о встрече с представителями крупного бизнеса, которые пожертвуют деньги в обмен на то, что «Москва окажется в честных руках». Стали известны и имена «крупных бизнесменов» среди которых трудно было разглядеть миллионеров, больших предпринимателей или наследников нежданного состояния. Идея не прошла.

«Газетное дело»

Агитация, которую устроил кандидат в мэры Навальный, превзошла все ожидания. Наклейки на машинах, «кубы» по городу, газета в каждый дом. Начштаба Волков даже провозгласил главный принцип: Навальный из каждой щели, каждого утюга. Под исход гонки граждане и впрямь боялись включить этот незамысловатый бытовой прибор: а вдруг в впрямь? Перебудит весь дом! Штаб политика сообщал о том, что плакаты с домов срывают работники ЖЭКа и обеспокоились «скалолазными возможностями узбеков, которые могут погибнуть». На некоторой печатной продукции не содержалось выходных данных, чего требует закон. Но и это кандидату сошло с рук.

Князь Черногорский

Принимать участие в выборах, имея иностранные активы, запрещено законодательством. Но у Навального такие активы отыскались. В Черногории была зарегистрирована фирма по строительству жилья. Как только данные об этом попали в интернет, Навальный и его начштаба Леонид Волков принялись все отрицать. Кандидат объявил источник: «нашисты», которые нарисовали интернет страницу госоргана Черногории в «Фотошопе». Сам Навальный, стуча себя в грудь, уверял, что никаких активов у него нет, никакой фирмой за рубежом не владеет и вообще, власть собирает на него несуществующий компромат. Кончился этот концерт после того, как власти Черногории официально заявили о существовании компании одним из учредителей которой, является россиянин Алексей Навальный. Фирма не была снята с регистрации весь период предвыборной агитации, однако кандидату простили и это - пусть борется. Навальный заявил, что может быть фирма и была, но он про нее забыл и обязательно разберется во всем. Но потом. К слову говоря, именно из-за иностранных активов снял себя с предвыборной гонки Михаил Прохоров. Милиардер, понимая, что не успеет все перевести в Россию или закрыть, поступил честно, не нарушая законов.

Если б не было войны...

Результат «уличного политика» все же стал неплохим - 27.24% и второе место за Собяниным. Эксперты уверены, что превратиться в федеральную фигуру Навальный мог бы, но погубил свои выборы сам. Призыв к митингам и отмене выборов - сценарий, который уже был пройден. Неверие во все вокруг толкает Навального, в прямом смысле, на Майдан. Таким образом, «витязь» оказался на распутье: признать итоги выборов - испортить свою «карму» оппозиционного кандидата и признаться в своей неправоте относительно нечестного голосования. Не признавать и идти митинговать или драться с ОМОНом - явный крест на политической карьере. Специалисты не раз говорили, что Алексей Навальный мог бы оказаться с первого раза не в кресле мэра, а в Мосгордуме, откуда бы логично началась карьера политика, который не бегает с лозунгами по баррикадам. 9 сентября должно стать именно тем днем, когда уже не избирателям, а самому Навальному предстоит сделать свой выбор. Выбор языка, на котором он наконец начнет говорить и с избирателями, и с властью для того, чтобы не возникало «трудностей перевода».

Антон Фролов


Автор
Володин Олег