Зачем Навальный возглавит партию

Оппозиционер Алексей Навальный принял решение возглавить «Народный альянс». Таким образом, считают эксперты, он пробивает себе дорогу не только к выборам в Мосгордуму, но и к консолидации протестных сил, которые будут готовы выйти на улицы снова.

«Народный альянс» называли партией Навального с декабря 2012 года - именно тогда соратники, коллеги и друзья оппозиционера, создали свое движение. Регистрацию партии в официальных органах получить долго не удавалось, а «рулил» всем не один лидер, а 10 человек, которые входили в партийный совет. Несмотря на то, что «Альянс» позиционировался как партия имени Навального, сам он вступать туда не торопился, да и о своем желании это сделать никогда не заявлял. Год назад, тогда еще депутат екатеринбургский гордумы Леонид Волков, заявлял, что такое решение Навального связано с том, что он не хочет создавать и без того неокрепшему движению проблем, которые неизбежно должны были начаться с появлением его персоны.

После выборов мэра столицы, которые Навальный проиграл заняв второе место, идеи и решения в голове оппозиционера резко переменились. Пришедший к мэрскому финишу вторым кандидат заявил, что теперь готов возглавить «Народный альянс».

«Вступлю без сомнения, если меня выберут», - сказал Навальный в интервью журналистам. Кроме того, будущий лидер партии заявил, что это самое близкое ему движение и оговорился, что не вступал в партию из-за того, что власти не стали бы ее регистрировать.

Сама по себе новость о вступлении Навального в партию не сенсация. Ну примкнул оппозиционер к своим сторонникам официально, видимо, почувствовал одиночество, потребовалось крепкое дружеское плечо. Однако если посмотреть на вещи с другой стороны, то решение возглавить «Альянс» - продолжение политической игры и, как это всегда случается у Навального, игры достаточно неоднозначной, противоречащей своим же правилам и непредсказуемой.

После выборов столичного градоначальника у Навального появились новые задачи. Прежде всего, в перспективе замаячила возможность избраться в Мосгордуму (то есть остаться на региональном уровне, а не развиваться в масштабах федерального политика, как Навальному пророчили его сторонники). Задачу по интеграции в городской парламент Навальному следует решать с оглядкой на самый важный сейчас для него фактор: угрозу колючей проволоки и высокого забора. Приговор в силу вступит в любом случае, а тогда угроза сесть становится неминуемой. Как именно Навальный намерен действовать в таких обстоятельствах - пока загадка. Загадка еще и потому, что «старые методы» - митинги и пикеты - применить уже не получиться: после выборов мэра в уличном протесте отпала даже не необходимость и смысл, а сама мотивация «белых лент» выходить митинговать. А вот во вступлении в партию, консолидации вокруг себя сторонников на вполне законном уровне - шанс действительно неплохой. Здесь и появляется новая мотивация. Только вот для чего?

«Навальный всегда делал ставку на двусмысленную избирательную кампанию, а фактически эта кампания будет ориентирована исключительно на протестную улицу и выборы будут использованы как повод. И эту свою тактику двусмысленной кампании он продолжит», - считает политолог Алексей Зудин. «Ему удалось дать протестной улице новые мотивы и новые цели, потому, что протест столкнулся с кризисом мотивов и целей. Мы же помним, что численность протеста падала. А он снова дал «заряд» - борьба с нечестными выборами. Сейчас Навальный максимально приблизился к тому, чтобы быть лидером протеста. На раннем этапе московской избирательной кампании я говорил, что выборы - лишь повод, победа ему была не так значима. А главной задачей было, повторюсь, дать мотивы и цели, консолидировать вокруг себя движение. Теперь он будет действовать дальше. Это не значит, что прямо завтра начнутся протестные действия. Это означает, что какие-бы действия он бы не предпринимал, какие бы официальные цели не ставил, внутри этого всегда будет одна мотивация: превращение всего в уличный протест по первой необходимости».

Видимо, с «революцией в душе» Навальный продолжит обивать пороги судов и избиркомов. Только нацеленность на официальный курс «борьбы с режимом», который осудили сторонники уличных баррикад, дал Навальному немногих, но новых сторонников, которые скорее за бумажную войну, нежели за битвы с ОМОНом. Ожидания и тех и других могут не оправдаться, а сценарий действий будет меняться так, что все в конце-концов запутаются и снова зададутся вопросом: who is mr. Navalny.

Антон Фролов


Автор
Володин Олег