Ходорковский: 10 лет войны на брудершафт

Арест Михаила Ходорковского в 2003 году стал событием общемирового масштаба. По крайней мере, и российские и зарубежные СМИ строили версии, анализаровали и выпускали материалы пачками. Правда, молча про брошенную Ходорковским фразу "в случае моего ареста через пару часов на Красной площади высадится десант НАТО" (не зря же он собирался продать США половину российской нефтянки) - не высадился же!

Было все: от «постельных» сцен в духе «Ходорковский проснулся с четырьмя своими коллегами в постели изолятора», до прямых предположений: «Ходорковский поддерживал две оппозиционные партии, скоро выборы в Госдуму и власть просто убрала ненужного конкурента, навесив на него политически мотивированное уголовное дело».Последний тезис принадлежит перу журналистов The Daily Telegraph, но подобное мнение так прокачивается, что по прошествии 10 лет, не покидает умы сторонников экс-главы ЮКОСа. После того, как суд вынес приговор, Ходорковский (даже не успев сесть в автозак), стал не осужденным, а в прямом смысле "потерпевшим". И тогда, и сейчас оппозиция говорит о несправедливости приговора, его политической подоплеке и даже о том, что российские власти пишут законы таким образом, чтобы преступник, выйдя из заключения, никогда не смог попасть даже на порог коридоров власти. Вот например: срок Ходорковского истекает в следующем году, но уже сейчас, мнение о законе не позволяющем судимым баллотироваться в органы власти, тесно связывают с его именем. Но даже те, кто являлся соратником «плененного олигарха» не разделяют таких взглядов.

«Подобные ограничения есть и в США, в некоторых штатах, и в Европе. Но они далеко не везде однозначны и сильно варьируются от запрета голосовать непосредственно осужденным, до серьезных последующих ограничений», говорит бывший юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов.

Впрочем, этот момент далеко не главный. Основное: за что сидит Ходорковский и действительно ли он без вины виноватый? Странно, но факт: не принимаются во внимание решения судов, которые уже после приговора подтверждали правомерность решения. Международный арбитраж признал, что ЮКОС нарушал законодательство, эксперты Европейского суда, проанализаровав дело, сошлись во мнении, что нарушения были налицо. Что и говорить о множестве исследований, где экспертами выступали незаинтересованные лица. Более того, в СМИ проскакивали слова сына олигарха о «нечистых делах» в компании его отца. Экс-юрист нефтяного гиганта Светлана Бахмина, отсидевшая 4.5 года, также косвенно призналась в  нечестной политике ЮКОСА.

«Не хочу никого оскорблять. У нас была сильная компания, но она работала в тех условиях, которые были на тот момент», - сказала Бахмина в одном из интервью. И наконец, Европейский суд по правам человека в своем постановлении признал: приговор Ходорковскому и Лебедеву законен.

«Обвинения, предъявленные двум российским бизнесменам, были законны, но судебное рассмотрение их дела было несправедливым, а их направление в отдаленные исправительные колонии - необоснованным», - говорится в документе ЕСПЧ. Кстати, это решение суд вынес дважды, поскольку именно столько раз осужденные пытались оспорить решение в отношении их.

Опять же, оппозиционер Алексей Навальный как-то говорил о том, что «ЮКОС занимался махинациями». Получается довольно понятная линия. Но сейчас, когда остался год до освобождения Ходорковского, начинается новая волна о третьем деле олигарха и новом сроке для предпринимателя.

Кстати, весь этот "громкий шепот" приводит к тому, что даже оппозиционные активисты, ранее считавшие Ходорковского чуть ли не гуру, в своих Facebook уже вполне публично обсуждают "штаб Ходорковского, который через СМИ отрабатывает обязательную программу". Правда, с каждым разом все тише и тише...

Редакция


Автор
Володин Олег