Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил доклад «Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы». Специалисты изучили медиарынок и попытались понять, как он будет развиваться в будущем, а какие его сферы исчезнут навсегда. По мнению экспертов, самой нежизнеспособной нишей медиабизнеса станут печатные СМИ. Если в 2006 году доля газет и журналов в сравнении с интернет-прессой была намного выше, то теперь ситуация резко поменялась. По мнению специалистов, газеты и журналы продолжают терять свою актуальность и в период между 2020 и 2030 годами могут исчезнуть вовсе. Аналитики ФоРГО фактически подтверждают мнение американских писателей-фантастов, которые еще в 50-е годы прошлого века предположили примерно то же: газеты в городской части России потеряют свою актуальность к 2025 году, а после 30 -х не будут актуальны и в сельской местности. Вызвано это тем, что в последние годы огромную мощность набирает интернет-сегмент. Смартфоны и планшеты стали неотъемлемой частью жизни, а доступ в интернет теперь имеют 57% жителей страны, тогда как в 2006 году эта доля составляла лишь 19%.
С 2006 по 2013 год устанавливался рост информационного и коммуникационного значения интернета и эта тенденция продолжает сохраняться. Эксперты ФоРГО пришли к выводу, что ТВ-сегмент также имеет шансы на сохранение своих позиций в будущем. С переходом на цифровое вещание, а также расширением услуг кабельных и спутниковых операторов, интерес аудитории к традиционным телеканалам снизится незначительно, однако самим телевизионщикам придется изменить привычную форму подачи контента. И, опять таки, это связано с выходом в сеть: телеканалы, с развитием потокового онлайн вещания, будут наращивать свою аудиторию в интернете. Традиционное вещание «в телевизор» будет утрачивать свой монопольный статус.
«В США альтернативными сервисами доставки телеконтента уже пользуются более трети аудитории, но у нас эта доля составляет пока лишь два процента», - рассказал главный эксперт Центра мониторинга и анализа процессов медиа ФоРГО Станислав Апетьян. «Полагаю, что к 2020 году эта доля россиян будет составлять не менее 25%».
Касаемо радио, то в ФоРГО уверены, что сейчас ситуация на радиорынке стабильна, а среднесуточная аудитория радиовещания с 2005 по 2013 год возросла с 35,9 миллионов человек, до 38,9. Авторы доклада считают, что конкурентным преимуществом радио является специфика его аудитории. То есть, радио слушают там, где невозможно полноценно окунуться в сеть: например, в автомобиле. В связи с тем, что число автомобилистов растет, будет расти и радиоаудитория. А вот количество тех, кто слушает радио дома, снижается и это падение продолжится.
«Радиослушатели отдадут предпочтение потоковому онлайн-вещанию», - считает эксперт ФоРГО Вячеслав Апетьян.