Politonline.ru публикует стенограмму интервью лидера "Другой России" Эдуарда Лимонова на самые актуальные темы, данного видеоканалу Pravda.ru.
Самая актуальная на данный момент тема - украинская ситуация. Чем закончится Майдан? Они там сидят уже практически четыре недели. Каждый день - я украинский язык знаю, и смотрю украинские источники, там готовят 10 тысяч горячих блюд, 50 тысяч вторых блюд, представьте себе, сколько это стоит - по моим подсчетам ежедневно только на это миллионы рублей выбрасываются. И конечно, кто-то за это платит - то, что это якобы из соседних домов принесли - это сказки.
Мы видели, как на Майдан приезжал сенатор Мак Каин - его имя на самом деле так и произносится, Виктория Нуланд приезжала, представитель государственного департамента, Кэтрин Эштон, руководитель дипломатии ЕС... Кому только не лень, все ездят. Кончено, это вмешательство во внутренние дела Украины. Но толпы кричат - кто там стоит - бомжи, «западенцы», киевские либералы, они , конечно, с большим энтузиазмом приветствуют посланников Америки.
Во первых, это политическая проблема, а не экономическая. Груз 45-ти миллионного государства, Украины, на себе Евросоюз не выдержит. Отказали Украине в кредите - сказали, что могут дать ей всего 900 миллионов евро. А Янукович хотел 20 миллиардов, ему отказали. Возможно, что ни ЕС, ни Америка просто не ожидали, что он совершит такой поворот и неожиданно повернется к Европе задом. Его можно понять - ему нужны деньги, нужно чтобы люди пережили зиму, нужно платить пенсии, пособия, зарплаты...
Что движет европейцами и американцами - это прежде всего, жуткая конкуренция, чувство враждебности к России. Мое личное мнение, что все это делается только для того, чтобы досадить России.
Хотя экономически это не выгодно ЕС - 45 миллионов украинского населения надо как-то содержать. А если не будут содержать, то сразу начнутся настроения отрицательные, и уже никому не будет нравиться прилетающий Мак Каин, или Виктория Нуланд...
Думаю, что это большая игра самолюбий - США очень хотят оттянуть на свою сторону Украину. Ситуация напоминает конфронтацию за Берлин во время Холодной войны, когда Кеннеди сказал «я берлинец», и как после этого вынуждены были построить Берлинскую стену. И сейчас создаются все предпосылки к разделению Украины, хотя запад не хочет верить, что она разделится. ОН хосет верить, что на Майдане выступают все украинцы, но это ложь - там киевские либералы и «союз западенских националистов». Вся основная Украина - это, конечно, левобережная Украина, Крым, Одесская, Николаевская области, южные. Левобережная Украина экономически сильнее и гуще населена, чем западная часть страны. Западная Украина не может равняться с Восточной по экономическому развитию. Скорее всего, приближается конец Майдана - деньги, даже американские, не безграничны, тем более, что в условиях кризиса всем денег жалко.
Задумывался Евросоюз как сверхимперия, основной целью было сравниться в мощи с США. В Евросоюзе есть Германия, у которой сейчас свыше 80 миллионов населения, и это наиболее эффективная страна, все остальные уже послабее, даже Франиця, не говоря уже о других. От жадности в ЕС набрали страны бывшего восточного блока, а теперь плачут и ноют. Мы знаем ряд их проблем, они видны - к примеру, румынские и болгарские цыгане, которые наводнили сейчас Европу, и другие проблемы, это понятно. Но помимо всего прочего надо сказать, что южные страны, которые там и давно были, как, например, Португалия или Греция - это не самые работолюбивые страны, южане они вообще чаще всего расслабленный народ, будь то Калифорния в США, или же в Европе, они никогда особенно не перетруждались. И у всех сейчас огромные проблемы - помните, какой кризис на Кипре был? То есть, Евросоюз просто надорвался, пытаясь поднять этот сейф. Не смог, надорвался. Будущее ЕС никому не ясно - очевидно, что им нужно сокращать расходы, как-то подтянуться. Новым странам-участникам рассчитывать особо не на что.
С чем связана активизация протестов в различных странах мира? По моему мнению каждую историческую эпоху есть свои тенденции, своего рода политические моды. Мы прекрасно знаем, что было время интервенций в 60-е годы, и наши входили в Чехословакию, американцы входили во Вьетнам, это время прошло. Теперь стараются воздействовать по другому, используя менее кровожадные способы.
Это же касается и внутренних процессов. До периферийных стран эта мода доходит позднее, но тоже доходит. Еще лет 20 назад такой протест, как белоленточные митнги, был по подавлен очень жестко - просто бы стреляли. А в текущей ситуации международные негласные правила, тенденции иные. Благодаря этому появилась возможность таких революций - с одной стороны, это и оппозицию устраивает, потому что это бескровно. Осуществляется нажим за счет вывода масс, которые пытаются расшатать нервы своим правительствам.
И у кого-то нервы сдают - мы видели якобы победу на площади Тахрир. Потом в Египте были свободные выборы, на которых выбрали тех, в которых потом разочаровались, и которые не понравились, прежде всего, окружению Египта, и выходец из «Братьев-мусульман» в качестве президента их не устроил - прежде всего, США. Далее последовал уже государственный переворот.
В итоге, после хваленой арабской весны мы видим, что в Египте теперь хотя и не Мубарак, но кто-то на него очень похожий, все вернулось на круги своя. Но тенденцию на бескровность мы наблюдаем везде, в том числе на Украине. В прежние времена была бы попытка свергнуть власть каким-то вооруженным путем - сейчас этого нет.
Но одновременно и власть не спешит разгонять, это не модно, это против правил. Смотрите, что произошло за последние годы: власти всех стран, против которых выходят массы народа акклиматизировались, привыкли к такому давлению. И изобрели очень эффективные методы борьбы против этого давления. Например, контрманифестации. Например, на оппозиционный митинг вышло 100000 человек, а власть уже выводит не сто, а сто пятьдесят тысяч, как это было на Поклонной горе в Москве. После этого можно сколько угодно говорить о том, что этих людей привезли, или купили, но это уже неважно - выходит, что большинство народа поддерживает власть. И хотя все это выглядит довольно глупо, и все знают, о чем идет речь, но это уже не имеет значения. Если бы что-то подобное случилось 50 лет назад, это закончилось бы кровавой схваткой. Власти приспособились, поэтому протест может одержать верх только в первый момент. А затягивание времени работает на власть.
Недавно в России был проведен социологический опрос, результаты которого показали, что политикой в стране интересуется лишь один процент населения. Все гораздо проще: на самом деле, один процент - это совершенно нормальная цифра для любой страны. Один процент населения в нормальные времена участвует в политике. Поэтому не надо думать, что эта цифра - это очень мало и бедно. Бывают моменты, которые выводят из сонливости рядового обывателя. В России таким событием стали выборы. Почему это произошло именно в последние выборы - трудно сказать. Полтики - это искуство, и очень тонкое искусство, нужно знать, как и когда наносить удары. И оппозиция не справилась с этой задачей, власть перехватила инициативу. Поэтому сейчас наблюдается естественный откат, разочарование. В регионах, к примеру, в основном ориентируются на Москву, ну раз в Москве ничего не получилось, то что уж у нас-то получиться, в какой-нибудь Кировской области. Так что этот откат - совершенно закономерное явление. Что до власти - она, скорее всего, успокоилась, тем более, что за два года ей не пришлось даже применять спецсредсва, вроде резиновых пуль или слезоточивого газа.
Будут ли следующие выборы в РФ сопровождаться всплеском протестной активности? Это во многом зависит от того, какими будут следующие выборы. Вы видели, что на московские выборы не пришли 68 %. Не стоит думать, будто эти люди какие-то расслабленные, равнодушные - дело в том, что на выборах просто не было их кандидата. Вот если следующие федеральные выборы будут интересными и увлекательными, и если у большей части электората будет свой кандидат, пусть он даже не одержит победу, все равно я не думаю, что будет такое сильное возмущение. Если власть желает избежать новых протестов, надо сделать так, чтобы народ увидел на выборов каких-то своих кандидатов.
Есть ли сила, способная составить конкуренцию Кремлю и какой должна быть политическая программа такой партии?
Тут есть только одна тема, которая способна сплотить всех. У нас от 80 до 90 процентов населения считает, что пересмотр итогов приватизации необходим. Конечно, есть разные подходы - кто-то желает сделать это более мирно и холодно, а кто-то мечтает достаточно резкой национализации.
Я считаю, что рядом с это темой блекнуть все остальные, и победить власть сможет только та партия, которая сможет сплотить народ под этим лозунгом. И несмотря на то, что наша власть очень гибкая, и любит демонстрировать совершенно разные стороны, в зависимости от ситуации, этот лозунг она перехватить не сможет. По той простой причине, что сама построена на фундаменте либерального капитализма.
У Ленина был знаменитый триптих - «Мир - народам, фабрики - рабочим, землю - крестьянам» . И этот триптих сделал все. А квинтэссенцией идеи пересмотра итогов приватизации можно считать лозунг «Все отнять и поделить».
Чудовищное имущественное расслоение, когда в стране есть 131 миллиардер на фоне общей бедности - это просто оскорбительно, в том числе и для среднего класса, которому сверхбогатые даже не дают развиться. К тому же, миллиардеры вносят неспокойствие, раздражение в общество. Не должно быть сверхбогатых.
Интервью брала Надежда Алексеева, автор фото Алексей Кустов