Администрация Барака Обамы несколько неожиданно отметила первую годовщину действия "акта Магнитского", приняв решение не расширять список. Хотя еще пару недель назад в Вашингтоне даже не то что намекали, а открытым текстом говорили, что список планируется увеличить.
По информации интернет-издания The Daily Beast, отказ от расширения списка подтвердили источники и в Белом доме, и в конгрессе. Хотя о причинах такого решения им неизвестно. В госдепартаменте на просьбу прокомментировать эту информацию не откликнулись.
В то же время представитель совета национальной безопасности США при Белом доме Кейтлин Хейден довольно витиевато высказалась в том духе, что список может быть и расширен. Тогда, когда это будет сочтено уместным.
"Хотя я не могу комментировать сроки каких-либо дополнительных дезигнаций - а они не обязательно должны совпадать по времени с годовым докладом - целый ряд случаев находятся на рассмотрении, и администрация полна решимости полностью соблюдать закон путем осуществления дополнительных дезигнаций по мере целесообразности", - заявила Хейден.
На просьбу о дополнительных разъяснениях она ответила так: "Я оспариваю статью (The Daily Beast - прим.) в том виде, как она написана".
Отстутствие однозначных комментариев американской администрации сильно опечалило главу фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера, главного лоббиста "акта Магнитского", осужденного в России на девять лет лишения свободы за финансовые махинации.
"Отказ от расширения "списка Магнитского" продемонстрирует желание Белого дома ублажить Путина", - заявил он. Напомним, весь минувший год Браудер потратил на то, чтобы пролоббировать "список Магнитского" в европейских странах. Пока, впрочем, без видимого результата.
"Мне кажется, все эти разговоры по поводу списков все такая конъюнктура и настолько пропагандистская вещь... Которой могут пользоваться, но не с точки зрения достижения какого-то результата, а подчеркивания особенности каких-то взаимоотношений, с точки зрения использования псевдоугроз, какого-то давления. Этот закон и список не иначе как средство определенного давления используется и больше никак. Никакого реального содержания под собой не имеет", - прокомментировал ситуацию по просьбе Politonline.ru директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев.
По его мнению, "такая форма давления для американцев приемлема". "Они считают, что без давления политику осуществлять нельзя. Какие формы давления при этом использовать: экономические, военные или политические, это они каждый раз решают по обстоятельствам. Но сам по себе элемент давления всегда присутствует в американской политике. У них не бывает такого, чтобы они только провозглашали какие-то вещи и не подкрепляли их каким-то действиями", - отметил эксперт.
По мнению лидера общественной организации "Профсоюз граждан России" Николая Старикова, что действительно повлияло на решение американцев, узнать трудно, "эта информация закрыта".
"Мы можем только предположить, что "список Магнитского" показал свою абсолютную бесполезность и ненужность. Ничего кроме ухудшения отношений с Россией для США он не принес, никакого существенного давления на элиту он также не оказал", - сказал он Politonline.ru.
По его мнению, отменить "список" американцы не могут, дабы не потерять лица. "Но расширять его действие - значит продолжать конфронтацию с Россией, которую, видимо, они сейчас наращивать не готовы", - отметил он.
"Для нас главный вывод из всего этого должен быть простой: США всегда поступают в соответствии со своими интересами. И во внешней политике, и во внутренней они действуют именно так. России надо действовать тоже именно так. Для нас "список Магнитского" не должен являться каким-то фетишем, ради отмены или ослабления которого мы должны вести свою политику. Мы должны действовать в интересах России. А есть этот список или нет, для нас должно быть абсолютно неважно", - считает Николай Стариков.