Оказывается, в нашей стране полно людей, разбирающихся в оружии. Причем любом - от пистолета до атомной бомбы. До вчерашнего дня, правда, знаниями делиться они не спешили. Но все изменило известие о смерти Михаила Калашникова.
Тут же обнаружилась масса "специалистов", которые бросились доказывать, что автомат Калашникова - это копия Sturmgewehr 44, созданного германским конструктором Хуго Шмайссером. В последние годы Второй мировой "штурмгеверы" состояли на ворружении вермахта. А сам Шмайссер в 1946 году оказался в Ижевске, где проработал некоторое время.
Собственно, этого вполне достаточно, чтобы обвинить в копировании. А впрочем, еще и внешняя схожесть "штурмгевера" и автомата Калашникова. Дальше этого дело не идет. Никто из обвинителей не аргументирует свои доводы техническими подробностями - принципами работы, компоновкой и т.д. Просто потому, что даже минимальный разбор конструкции АК-47 и Sturmgewehr 44 свидетельствует о разнице решений, использованных при создании оружия Калашниковым и Шмайссером.
Но на "критиков" это никоим образом не действует. Блогер Рустем Адагамов сообщает в Твиттере, что "автор АК-47 умер не сегодня, а 12 сентября 1953 г.", то есть в день смерти Шмайссера.
Ректор Ижевского государственного технического университета им. Калашникова Борис Якимович в беседе с Politonline.ru посоветовал подобным людям "тщательно знакомится с разработками и отвечать за свои слова".
По его словам, авторство Калашникова пытались поставить под сомнение и раньше: "Когда Михаилу Тимофеевичу исполнилось 85 лет и в Ижевском государственном техническом университете проходила конференция, посвященная нашему выдающемуся конструктору, там были американские журналисты, которые пытались как-то поставить под сомнение (его) авторство. Тогда вышел второй наш замечательный конструктор, Василий Петрович Грязев, и в течение пяти минут доказал, в чем новаторство Калашникова. И все после этого в один голос сказали: да, это действительно новаторство, это действительно собственное изобретение, это действительно новый вклад в развитие стрелкового оружия".
Борис Якимович дал совет людям, которые берутся делать какие-то выводы на основании собственного мнения. Совет не новый, но про него постоянно забывают: "Надо всегда консультироваться с оружейными конструкторами, которые знают нюансы, особенности. Это ведь интересная сфера деятельности, потому что там сразу ничего не бывает. Там борятся за каждый миллиметр, борятся за высокую надежность, за точность, качество, новые материалы".
Впрочем, людям, подобным Адагамову, это всего не нужно. Там же с претензией на глобальность. Не только автомат Калашникова скопирован, но и пистолеты, самолеты, атомная бомба. Все для иллюстрации незатейливой мысли про "совков", которые "ничего не умели, кроме как воровать чужие идеи".
Эта одна сторона. А вот другая, от еще одного "борца с режимом", Виктора Корба: "Калашников - типичный герой совка, простотой и незамутненностью идеально подходящий для лепки любых пропагандистских патриотических мифов".
Но дело в том, что Михаил Калашников действительно герой. Созданный им автомат состоит на вооружении 55 государств. Он стал базой для создания стрелкового оружия в Израиле, Индии, других странах (это не говоря уж о китайских и румынских копиях).
В этом-то и проблема для Адагамова, Корба и им подобных. Которых на большее, чем записи в Твиттере, все равно не хватит.