В среду на рассмотрение Госдумы внесен пакет законопроектов, которые предлагают дополнительные меры противодействия терроризму, в том числе пресечение его финансирования.
В частности, предусмотрен обязательный контроль за операциями по переводу электронных денежных средств на сумму 100 тысяч рублей и более.
Согласно законопроекту, операции по переводу электронных денежных средств будут подлежать обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.
Также законопроектом предлагается установить, что при использовании анонимного электронного средства платежа физическим лицом остаток электронных денежных средств в любой момент не должен превышать 5000 рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 1000 рублей в течение одного календарного дня (в случае использования предоплаченной карты - три тысячи рублей в течение одного календарного дня) и 15 тысяч рублей в течение календарного месяца, сообщает агентство "Интерфакс".
Речь идет о системах наподобие "Яндекс.Деньги" или WebMoney.
В то же время авторы законопроекта подчеркивают, что поправки не затрагивают случаев использования персонифицированных электоронных средств платежа. Более того, со 100 до 600 тысяч повышена сумма сумма остатка электронных денежных средств, при которой возможно использование персонифицированного электронного средства платежа.
Предлагается полностью исключить использование анонимных электронных средств платежа при трансграничных денежных переводах, а также в случае проведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента, если отсутствует полная информация об отправителе и получателе.
"Действительно, сегодня внесен важный пакет законопроектов, который отвечает на то, что называется "новыми вызовами" и использует опыт зарубежных стран. Эти поправки, повторюсь, идут в русле традиционной мировой практики - в первую очередь тех государств, которые уже имеют достаточно долгий и горький опыт соприкосновения с террористическими угрозами",- заявил Politonline.ru кандидат политических наук Александр Коньков. "Соответственно, сам Бог велел России в данном случае также развивать нормативную базу в плане противодействие террористической угрозе и, конечно же, в первую очередь мы смотрим на опыт Израиля и США",- добавил он. "Все уже опробовано другими странами и доказало свою если не сверхэффективность, то адекватность тем угрозам, которые стоят перед страной. Это отдельные кирпичики, которые заполняют пробелы в антитеррористической нормативной базе",- пояснил он. Политолог также заметил, что есть еще один важный момент - пакет законопроектов внесен представителями всех фракций парламента. "То есть все четыре "основные" партии являются инициаторами этого законопроекта - это очень важно с точки зрения сплочения политических сил перед такого рода угрозами и понимания, что терроризм - это тот общий враг, с которым надо бороться".
Помимо этого, в законопроекте говорится о запрете на использование неперсонифицированных электронных средств платежа в виде электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств, выданных за пределами РФ либо иностранными финансовыми организациями.
То есть законопроекты, если они будут приняты, позволят ограничить анонимные переводы между физическими лицами. Но введение подобных ограничений не затронет интернет-торговлю - там переводы, как правило, осуществляются между физическим и юридическим лицом.
Никаких других задач, кроме обеспечения безопасности граждан, в предлагаемых поправках в законодательство нет, уверена председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
По ее словам, те формы финансового контроля, которые предлагаются в законопроектах по противодействию терроризму, "это фактически то, что уже используется во всем мире". "Так называемые анонимные скрытые платежи, безусловно, являются очень благодатной почвой и очень благодатным латентным средством для использования его в преступной деятельности", - подчеркнула Ирина Яровая.
"Последние трагические события показывают, что террористические сети существуют, работают, и, к сожалению, их деятельность уносит человеческие жизни. Очевидно, что эти сети могут существовать только при достаточно развитой инфраструктуре коммуникаций, в том числе финансовых. Поэтому мне понятна озабоченность наших депутатов этим вопросом. И сама идея контроля над переводами крупных сумм, а также снижение порога ежедневного перевода денег как мера, которая может в какой-то степени ограничить террористическую активность, вполне рациональна", - полагает заведующий кафедрой общей политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков.
Стоит отметить, что антитеррористическим мерам США посвящен документ "Поручение проведения антитеррористической работы Управления ВС США", содержащий 285 страниц директив, предназначенных для выполнения различными органами. По нему США имеют право не только тотально контролировать с помощью АНБ коммуникации и личную жизнь миллиардов граждан всего мира, но и устраивать бессрочные аресты, замораживать на несколько лет любые средства и счета "подозрительных" граждан без извинений и компенсаций, полностью (!) контролировать все финансовые транзакции через все мировые платежные системы и, в том числе, арестовывать людей на основании подозрения в финансировании экстремистов и террористов, даже опосредованном.
Так экс-координатор по борьбе с терроризмом госдепартамента США Фрэнсис Тейлор заявлял "одним из ключевых направлений борьбы с террористической угрозой должно стать препятствование обеспечению материальной базы террористов" и пояснял, что "в первую очередь опасность представляет финансовая помощь, оказываемая иностранным террористическим организациям со стороны граждан США". Об израильских же мерах по борьбе с финансированием терроризма, прямым или косвенным и говорить не стоит - известно, что в случае подозрения на финансирование экстремистских сил тотчас же приводят к аресту как человека, так и его счетов и длительному расследованию.