Правозащитниками в последнее время, как отмечают СМИ, становятся весьма и весьма неоднозначные фигуры - не только Михаил Ходорковский, Фарбер, драчун Мохнаткин и хулиганки Pussy Riot, но и ... мусульманские экстремисты. Как узнала пресса, для поддержки обвиняемых в экстремизме мусульман - членом "Хизбут-ут-Тахрир" татарские исламисты собираются организовать свой правозащитный центр. А если вспомнить, с какой теплотой и интересом встречали этих "правозащитников" представителями московских правозащитных НКО с иностранным финансированием...
"Мне кажется весьма странной ситуация, складывающаяся с понятиям "правозащитник", - заявил Politonline.ru генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин. "Те метаморфозы, которые в последнее время происходят, явно девальвируют моральный авторитет этого института. Если раньше кто ни попадя становился политиком, либо партийным деятелем - теперь кто ни попадя старается стать правозащитником". Эксперт добавил, что у него закрадывается сомнение "Возможно, люди просто чувствуют, что здесь можно или получить хорошие средства или гранты, либо люди стараются скрыть, (вернее, морально компенсировать) свое темное прошлое". "В этой связи, конечно, следует разбираться детально и профессионально - возможно, правозащитному сообществу стоит выработать кодекс правозащитника, а так же предъявить критерии, по которым те или иные люди могут получить право называться правозащитниками",- предлагает политолог. "Иначе, мы будем наблюдать и дальше падение морального влияние этого, безусловно, уважаемого института",- констатирует он.
Кстати, именно сторонники освобождения экстремистов Хизбут-ут-Тахрир недавно "пугали" Москву "миллионным митингом гастарбайтеров и мигрантов", требуя их освобождения и поддерживая их идею создания исламского халифата на территории РФ. В частности, как сообщают СМИ, среди новоявленных "правозащитников" и партнеров московских оппозиционных НКО - человек, называемый вахабитскими ресурсами "другом Шамиля Басаева".
"Практика того, что правозащитная деятельность используется для пособничества экстремистам и террористам, к сожалению, для РФ не нова",- считает директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев. "Начнем хотя бы с бывшего уполномоченного по правам человека, бывшего депутата Госдумы Сергея Ковалева - во время контртеррористической операции в Чечне, не скрывая, он призывал и сдаваться российские войска в Чечне террористам, и в общем-то, выступал в качестве пособника боевикам". Известный политолог отметил, что "обществу крайне важно ясно понимать, кто и для чего занимается "правозащитой" - есть настоящие, нормальные, правозащитники, их действия пусть и оппозиционны, но понятны и разумны", а есть и те, чья "правозащитная работа концентрируется только на какой-то одной этнической группе, и при этом она связана еще с экстремизмом и сепаратизмом". Говоря о теплых встречах московских НКО с иностранным финансированием и "друзей Шамилей", экперт отметил, что "такого рода практика, на мой взгляд, совершенно не соответствует тем или иным морально-нравственным нормам" и добавил, что "такого рода правозащитники могут выступать в качестве некоей легальной защиты для сепаратистов и для экстремистов".
Добавим, что Совет по правам человека при президенте России и Общественная палата РФ заявили, что "в ближайшее время разработают этические нормы для тех, кто занимается правозащитной деятельностью". Кроме того, известные - в том числе оппозиционные - правозащитники сообщили, что крайне сомневаются, могут ли защищать интересы других людей "топтут звезд" Фарбер или участницы группы «Пусси Райот» хулиганившие в храме.