О событиях на Украине, об уместности параллелей с "арабской весной" и протестными акциями в России, которые обобщенно называют "белоленточным движением" Politonline.ru побеседовал с публицистом Леонидом Радзиховским.
- Уместны ли параллели между событиями на Украине и недавней "арабской весной"?
- С "арабской весной" есть некоторое сходство, но я бы не преувеличивал. Сходство в том, что это действительно массовые беспорядки, довольно ожесточенные. Но гораздо больше различий.
Первое различие заключается в том, что события в арабских странах, , в Египте например, начались с выборов. То есть, это была классическая ситуация, когда обвиняли в нечестных выборах.
Януковича ни в чем таком не обвиняют по той простой причине, что выборов никаких не было. Вообще, успешная революция происходит только в связи с выборами. Бумага рвется по сгибу. Последнее десятилетие мы видим революции под таким лозунгом - восстановление легитимности.
На Украине спора о легитимности быть не может, потому что Янукович абсолютно легитимен, и легитимность никто не отрицает, его выбрали, парламент выбрали, никто не говорил, что выборы фальшивые. Так что в этом плане у оппозиции намного более слабая точка, чем в арабских странах.
- Много говорят о роли европейских государств и США...
- Что касается участия Запада, то я понятия не имею, в чем заключается это участие на Украине. Ну приезжало туда некое количество конгрессменов, но, по-моему, никакого реального участия они не принимали.
Участие только моральное, это да, потому что, безусловно, если бы оппозиция не могла апеллировать к Западу, к обобщенному Западу, ни к какому-то конкретному государству, ни к какому-то конкретному политику, то, конечно, она потеряла бы 90 процентов своей пропагандисткой популярности.
Собственно, главный лозунг оппозиции "в Европу", "хотим, как в Европе" и так далее. Что это значит конкретно, я думаю, никто сформулировать не может. Это такой тренд, собственно говоря, тот тренд, под который развалился СССР в 1990-1991 годах.
Так что это общая идеологическая подпитка.
- Можно ли сравнить события на Украине с акциями протеста в России в 2011-2012 году? Мог бы в Москве появиться свой "майдан"?
- Нет, такого не могло быть в Москве в 2011 году, по одной очень простой причине. Потому что популярность Януковича абсолютно не сопоставима с популярностью Путина. Его популярность является структурообразующей во всей сегодняшней российской политической системе.
С моей точки зрения это плохо, потому что основой политической системы не может быть популярность одного человека.
Тем не менее, это так, на этом хребте держится вся политическая система в России. А уж сравнивать влияние и известность, популярность Путина и всех так называемых "болотных" лидеров вместе взятых, ну это просто как сравнивать слона и огромное количество клопов. Это несопоставимые величины, я не говорю об оценочной категории, но просто по факту несопостаимые величины.
У российской оппозиции не было никакого драйва, в России вообще страшно низкий политический гемоглобин, как у противников власти, оппозиции, так и у сторонников власти, но у сторонников, чего особенно стараться, власть она и есть власть, что тут из штанов выпрыгивать. А противники должны, если они хотят чего-то добиться, проявлять большую энергию. Энергии этой нет.
- Так почему же ее нет, этой энергии, о которой вы говорите?
- А этой энергии в России нет по той простой причине, что нет двух факторов, которые могут заряжать энергией. В арабских странах это фактор религиозный, а на Украине это фактор националистический, национальный.
В России церковь в полной унии с государством, более того, не только православная церковь, но и все так называемые традиционные религии.
А националистические настроения в России, во-первых, гораздо слабее, чем на Украине, а во-вторых, большинство националистов так или иначе поддерживают именно Путина. Они многим недовольны, но тем не менее, считают Путина национально мыслящим политиком.
А вот украинские националисты это огромная сила, особенно, естественно, на западе Украины. Они категорически, как известно, против Януковича, а национальные эмоции - это эмоции самые сильные, что и питает оппозицию на Украине.
В России была классическая попытка выступления по поводу выборов в парламент, которая ничем не кончилась, скисла без всякого давления властей, скисла просто сама по себе. Я прекрасно помню несколько бессмысленных митингов в Москве, которые ни к чему не привели, ораторы сами не знали, что им говорить, чего им требовать, а толпа не поддерживала никого из них, потому что все они были совершенно случайные люди вплоть до каких-то писателей, каких-то артистов - в общем, никто. Собралась большая группа людей, которые друг на друга смотрят, а сказать нечего. Притом, людей совершенно не готовых ничем рисковать, совершенно благополучных.
Кстати, большое значение имеет и демографическая ситуация, как мы видим в арабских странах, огромное количество молодых людей, очень плохо устроенных, масса безработных. И вообще - тестостерон. В России общество гораздо более старое, по-европейски старое. А молодежь - да, многие устроены плохо, но те, кто устроен плохо в индивидуальном порядке пытаются решать свои проблемы. Собраться и идти сбрасывать власть для того, чтобы трудоустроиться, это им в голову не приходит.
На Украине ситуация демографическая еще хуже, чем в России, как известно. Оттуда уехало около семи миллионов человек. Поэтому Украина вообще прибывает в катастрофическом положении. И на самом деле, если уж говорить совсем, все события на Украине, действия правительства, антиправительственных сил, Януковича, оппозиции, все эти движения - это просто движения людей, которые на тонущем корабле мечутся из стороны в сторону, пытаясь что-то сделать.
Страна не может понять кто она, что она. Это все-таки осколок СССР, это потенциальный союзник России, это страна, идущая на Запад, или это какая-то особая цивилизация, или это две разных цивилизации - запад одно - восток другое? Ни в одном отношении ни одного ответа нет. Отсюда все эти бесконечные метания, когда люди в этой общей для них всех катастрофе обвиняют, естественно, друг друга.