Несмотря на то, что множество опрошенных Politonline.ru малых партий, исключительно положительно отозвались о грядущих поправках в законопроект о выборах депутатов Госдумы - нашлись и несколько экспертов, скептически оценивающих предлагаемые изменения. Например, эти поправки оппозиционные политологи" уже успели назвать реакционными, обвинив руководителей всех фракций Госдумы в ударе по предвыборной конкуренции.
Конечно, критиковать всегда проще, нежели что либо предлагать, но... такие "эксперты" почему-то забывают - эти нововведения не являются российским изобретением. Критерии "отбора", не позволяющие превратить выборы в соревнование "бумажных" партий давно введены в таких "локомотивах демократии" как США и ФРГ, Норвегии, Швеции, не говоря об Испании, Италии или, например, Финляндии.
Например, представленные в итальянском парламенте или Европарламенте (а также входящие с ними в коалицию и имеющие ту же эмблему) партии освобождаются от сбора подписей. Все остальные партии должны собирать от 1500 до 4000 подписей в каждом округе. И это при том, что в Италии 26 избирательных округов. Мешают ли подобные требования конкурентности на общенациональных выборах в парламент? Нет. Для примера вспомним одну из главных сенсаций парламентских выборов в феврале 2013 г. - третье место получила новая протестная партия «Движения пяти звезд», созданная в 2009 г. под руководством известного итальянского комика Беппе Грилло. "Новички" заняли 108 из 630 мест в Палате депутатов.
Следуя "Федеральныму избирательныму акту ФРГ" в Бундестаг могут избираться как независимые кандидаты, так и партии. Вот только партии, которые не обладают хотя бы 5-ю местами в нынешнем составе Бундестага, обязаны для предоставить около 2000 подписей избирателей соответствующей земли в поддержку своего местного партийного списка. Одномандатникам и независимым кандидатам необходимо предоставить не менее 200 подписей избирателей соответствующего округа. Закрывает ли это возможность для "новичков"? Опять же, нет. В сентябре-2013 в Бундестаг баллотировалась свежесозданная партия «Альтернатива для Германии», требующая выхода страны из еврозоны и ЕС. Абсолютно новое имя на политической арене Германии чуть-чуть не добрала до 5% барьера, необходимого для попадания в нижнюю палату парламента.
В Норвегии правила чуть другие, но похожие. Преференции на выборах в Стортинг даются, если партия ранее набирала более 500 голосов в одном округе или 5000 голосов по всей стране. Для других партий и групп необходимо собрать 500 подписей избирателей, зарегистрированных в конкретном избирательном округе. Этот "барьер" не помешал "Партии Зеленых" впервые в своей истории провести в парламент своего депутата, а раньше она получила 1,3% голосов на муниципальных выборах - заняв 18 мест в муниципальных советах.
Чтобы участвовать в федеральных выборах, любая партия в США должна зарегистрироваться в каждом из 50-ти штатов. При этом необходимо учесть, что законодательство каждого штата по-своему уникально (что, кстати, само по себе является одним из неформальных препятствий для появления новых политических партий). Обыкновенно, для регистрации на выборах партии необходимо собрать от 1% подписей от числа голосовавших на президентских или губернаторских выборах. При всем этом, как правило, избирательная система США не подвергается жесткой критики, так как является традиционной для их политической культуры.
В Испании (в соответствии с принятыми в 2011 г. поправками в избирательное законодательство) для участия в выборах в Конгресс или Сенат, непредставенным в них партиям или коалициям требуется собрать не менее 0,1% подписей зарегистрированных избирателей. Избирателям подписываться за разные партии запрещено.
Чтобы баллотироваться в Финляндии, партия должна быть включена в "Регистр политических партий", для чего нужно представить не менее 5 тысяч подписей избирателей. Однако в случае, если партия не принимала участия в двух избирательных кампаниях, она подлежит ликвидации и исключению из "Регистра".
В соответствии с второй главой третьего параграфа шведского "Закона о выборах" от 2005 года, не имеющая мандатов парти должна предъявить в свою поддержку определенное количество подписей. Это 1500 подписей при выборах в Риксдаг и Европарламент, 100 - для участия на выборах в уполномоченные ландстинги и 50 - для выборов в собрание уполномоченных коммуны. Вот только если партия в ходе двух последних выборов не уведомляла Центральное избирательное управление о выдвигаемых ею кандидатах куда либо - управление лишает ее регистрации наименования.
Проанализировав европейский опыт парламентских выборов, несложно придти к выводу - дополнительные требования для участия в общенациональных выборах для непарламентских или вновь создаваемых партий являются распространенной практикой.
Более того, эта практика не только не препятствует политической конкуренции, но и делает ее более понятной для избирателя. Очевидно, что такие "квалификационные требования" не мешают партиям, которые имеют активную общественно-политическую позицию и работают не только во время избирательных компаний.
Именно поэтому российские законодатели, развивая нашу политическую систему, взяли лучшее из западных избирательных моделей.
Возможно, некоторым отечественным критикам этих поправок не по нраву западная политическая культура с ее демократическими механизмами? Однако, ничего лучшего пока еще не было изобретено. Тем не менее, необходимо помнить, что без механизмов сдерживания и противовесов любая демократия рискует превратиться в анархию.
Артур Аваков