Идея пусть и противоестественного, но тактического союза с ультраправыми поначалу принесла либералам серьезное приращение "уличной мощи". На этапе раскрутки "протеста на площадях" умение ультраправых собирать "боевой костяк" оказалось для трибунов очень кстати, а возглавлявший их национал-демократ Алексей Навальный как бы цементировал связь либерального и националистического лагерей. Однако уличный этап оппозиционной борьбы остался позади, а ему на смену пришло партийное строительство и избирательные компании. И здесь вилка - с одной стороны либералы заявляют о своем беспримерном опыте (а значит, Навальному нужно отдавать свой электорат "стародемократам"), а с другой - молодому и амбициозному политику, который еще совсем недавно занимал второе место на выборах в мэры Москвы хочется быть первым.
Как же в новых условиях Навальному привлекать к себе внимание, если «улица» практически полностью исчерпала себя? Напомним, что наиболее актуальной темой является Олимпиада в Сочи. Но критиковать ее за «разворованные или неправильно потраченные деньги» Навальному нет никакого смысла - во-первых, многие его разоблачения (простите за каламбур) уже разоблачены, да и после драки "кулаками не машут".
В то же время более близкие оппозиции темы вроде скандала с телеканалом «Дождь», конфликта в руководстве «РПР-ПАРНАС» или реформа выборов депутатов Госдумы привлекают крайне мало общественного интереса - разве что в кругу все той же тусовки "20 000 читателей, 100 авторов и 20 000 уехавших". Во внешней политике, разумеется, существует тема протеста на Украине - вот только большинство россиян выступает против украинской оппозиции. Кроме того, за всю свою публичную карьеру Навальный ни разу не комментировал социально-экономическое развитие России, ее положение в мире или роль в разрешении международных конфликтов. Свое ораторское мастерство он оттачивает исключительно на «жуликах и ворах». Все это хорошо для митингов и шествий, но в «мирной жизни» будет воспринято как популизм и демагогия. Но привлекать внимание к своей персоне все равно нужно, иначе Навальный рискует выйти в тираж еще до выборов в Мосгордуму, не говоря уже о выборах в 2016 году.
Как известно, в сложные моменты человеку свойственно обращаться к корням, так и Навальный начинает применять свой опыт - полученный до того, как он стал лидером оппозиции. Поэтому он переименовывает свою организацию в честь норвежской партии, в которой состоял террорист Андерс Брейвик, и пытается шутить над убийством судей. Очевидно, что и сам Навальный дает ультраправый крен, периодически балансируя на грани экстремизма. Он делает это вполне сознательно - пытаясь вызвать скандал и вновь приковать к себе внимание.
Последней акцией в этом направлении стал митинг в поддержку протестов на Украине, организованный отделением «Партии прогресса» (уже называемой в Рунете "Партией проходимцев") в Санкт-Петербурге. Напомним - именно ультраправые движения являются авангардом украинских погромщиков, которые захватывают административные здания и идут на конфликт с «Беркутом».
Судя по содержанию митинга, партия Навального ставит украинских радикалов в пример россиянам - вот только в нашей стране сажают и за меньшее. Скорее всего, Навальный ждет реакции правоохранительных органов, которые, по его мнению, должны провести соответствующую проверку в отношении его партии. Естественно это вызвало бы не меньший резонанс, чем опрос «Дождя» о блокаде Ленинграда, и он вновь оказался бы в центре внимания СМИ. Или он действительно всерьез и у него, как уже говорят его соратники, "кукушка поехала"?
Тем не менее, дальнейшие действия, акцентированные на показном радикализме, скорее приведут к его маргинализации, чем завоеванию всенародной славы. Проблема в том, что Навальный забывает - сейчас безответственное поведение меньше всего нужно его ближайшим союзникам - либералам. Они строят политические партии и избираются в законодательные собрания, зная, что россияне выбирают стабильность (то есть не экстремизм и кровавый бой с полицией). Таким образом, Навальный серьезно рискует потерять свое место под солнцем. Сейчас ему нужно либо смириться со своей ролью передающего эстафету, либо сменить амплуа с лидера уличного протеста на сложившегося публичного политика. Правда, для последнего необходима ответственность и взвешенность заявлений, в общем, все то, чего мы у Навального пока ни разу не наблюдали.