Мест "над схваткой" не осталось

А все дело в том, что мы живем в абсолютно разных реальностях. Практически в параллельных мирах. И сейчас они все больше расходятся. Дело даже не в размере этих миров, а в погруженности в них. Можно жить в Благовещенске, в Калгари или в Москве, и видеть, что Россия ни с кем не хочет воевать и никакую там Польшу или Финляндию атаковать не собирается. А можно сидеть по соседству на московской же радиостанции, в Жмеринке или в Оклахоме, и твердо верить, что Россия уже перешла границы и ведет наступление по всем фронтам.

Один мир считает жесточайшие бомбардировки Белграда преступными, другой благополучно живет в том понимании, что всё, проехали: был такой эпизодик, добро восторжествовало, зло наказано. Один мир видит в стандартном сценарии переворотов в арабских и постсоветских странах продвижение чужих интересов, другие - продвижение свободы. Миры видят только то, что сами себе показывают. Что сами хотят увидеть. Что захваты зданий одними - это хорошо, а другими - плохо. Просто потому, что тебе симпатичнее эти, а не те. Эти - народ, те - экстремисты.

Люди искренне верят, и прощают своим всё. Если я хороший, значит и те, в кого я верю - тоже хорошие. «Ведь я же не фашист, и раз я был на майдане, значит - он не был фашистским; я не националист и за нынешнюю власть в Киеве, значит - она не националистическая».

Россия тоже живет своей реальностью. Наверное, в чем-то переоценивая масштабы и недооценивая угрозы. Переоценивая свои возможности и недооценивая издержки. Но она уже заявила, что не собирается воевать. Однако как быть, если та параллельная реальность не собирается признавать эту? Вообще ее право на существование. Если ей удобнее видеть здесь террористов и агентов Кремля, а не живых людей в Луганские, Донецке, Славянске?

Ведь это страшная штука: значит, после таких слов, они и не собираются с ними вместе жить в одном доме. Именно они готовы сделать ставку на войну, потому что только так смогут удержать на себе внимание «всего цивилизованного мира». Одно дело - кучка бездарей, не умеющих управлять государством, и совсем другое - героическая сторона военного конфликта. Тут точно помогут, чем могут. И даже если половина государства (к которой они же сами сожгли все мосты) отвалится, вся вина будет не на них. Восьмой и двадцатый круг санкций ляжет на Россию.



Ведь самое страшное - остаться наедине не с врагом, а с реальными проблемами. И, что еще хуже, это когда до тебя никому нет дела. Вы помните такое государство Грузия? Еще пять лет назад казалось, что там решаются судьбы мира. Туда потоком шли деньги, они занимали первое место по темпам роста военных расходов в мире (!). И все потому, что Саакашвили удалось выгодно продать «русскую угрозу» Западу. Потому что сама по себе Грузия мало кого колышет в России и даже в Кремле, пока она никого не атакует и не тащит НАТО на Кавказ.

Этот же трюк с продажей Западу своей конфронтации с Россией повторил и Киев. В 2004-м не прошло: не маячило НАТО в Севастополе за спиной - не было и повода для вмешательства России. А вся прочая ваша свобода с евроценностями, как выясняется, российской диктатуре до лампочки. Теперь сознательно заострили в 2014-м, чтобы Россия вмешалась, и этим можно было бы напугать (= привлечь) Запад посильнее. А в свое время под тот же шумок «русские идут! (а не идут, так придут)» прибалты вступили в ЕС и НАТО. В то время как всех прочих хорватов и турок мурыжат десятилетиями.

На самом деле не происходит какая-то там изоляция, сдерживание, победа сил добра - сил зла или еще какие-то громкие штуки. Это все бывает в едином мире. А у нас эти миры расползлись, и люди окончательно стали называть вещи своими именами, каждый для себя, в своем миру.

Даже женевские соглашения - попытки миров нарисовать что-то общее - на следующий же день трактуются по-своему. «Разоружение - это когда разоружаются ваши, а не наши». Теперь одни умиляются своим салоимитаторам у власти, какие они свободо- и европолюбивые. А в нашем мире ломают голову, как же от этих пришельцев из иного мира спасать русских? Да так, чтобы без аннигиляции при соприкосновении с антиматерией.

Хотя мои друзья по Фейсбук сосуществуют в нашем мире, я сознательно не буду говорить, что тот мир нереален. Он живет по своим правилам, и люди в его матрице верят в то, что именно их мир и есть настоящий, а не опрокинутый. Но вопрос в другом: похоже, не осталось нейтральной или пересекающейся территории, поскольку миры расползлись до несоприкосновения. И я честно не знаю, как быть нежелающим определиться. Потому что, похоже, комфортных мест в амфитеатре, «над схваткой», просто не осталось.

Олег Одинцовский


Автор
Володин Олег