Кандидат в новый состав Общественной Палаты РФ, глава российского профсоюза работников строительных специальностей и сервисных организаций Владимир Шапошников прокомментировал выступление руководителя ФМС России Ромодановского по "острым и жарким" миграционным темам, любезно согласившись сделать это на страницах Politonline.ru.
- В каких городах и регионах преимущественно живут и очевидно работают новые мигранты? Создают ли они конкуренцию гражданам России на рынке труда?
- Люди едут туда, где есть работа, а работы у нас, как правило, больше всего в мегаполисах. Вот и получается, что в Москве и других крупных городах концентрация трудовых мигрантов чрезвычайно высокая, несмотря на большой риск быть обманутыми работодателем, стать жертвой торговли людьми или попасть в другие трудные ситуации, в которых легко оказаться в чужой стране.
Одна из приоритетных сегодня миграционных задач - разбить поток трудовой миграции и направить в те места, где на самом деле необходима рабочая сила.
Регионы должны создавать собственные интересные и востребованные проекты, отвечающие нуждам рынка труда данного конкретного субъекта. При перераспределении миграционных потоков решится проблема очагов скопления иностранных граждан, которыми являются мегаполисы. Они растворятся сами по себе, потому что, во-первых, сократится внутренняя миграция, а внешняя трудовая миграция будет ориентирована на регионы, где есть необходимость в рабочей силе.
Иностранные граждане занимают рабочие места, которые сегодня являются наименее привлекательными для россиян. Много ли вы видели иностранцев с претензией на место бухгалтера, например? Мигрантов, которые желают быть инженерами или юристами? А много ли россиян желают работать на стройке? Все выводы и умозаключения нужно делать исходя из практики, брать их от жизни. Каждый человек должен занимать на рынке труда свою нишу. Если все ниши заполнены необходимыми специалистами, если они грамотно между собой взаимодействуют, если страна при этом получает экономическую выгоду, а общество - качественный продукт, то такой рынок труда можно назвать здоровым и жизнеспособным.
- В пределах России в течении года почти многие мигранты меняют место жительства. В чем причины такого явления? Не с этим ли связан рост этнической преступности?
Думаю, эти явления не взаимосвязаны. У мигрантов, как правило, нет постоянного жилья, поэтому неудивительно, что перерегистрация происходит так часто. Кроме этого, человек может приехать работать в Москву, а в итоге уехать в регион, где его труд будет более востребован. Главное, чтобы эти перемещения соответствующим образом зарегистрированы и подконтрольны государству.
- Из стран дальнего зарубежья в прошлом году прибыло 60 тысяч человек, а выбыло около 40 тысяч человек. Связано ли это положительное сальдо с приездом к нам высококвалифицированных специалистов или это работники без соответствующего образования из стран Азии и Африки?
Сегодня за рубежом формируется новый взгляд на правовое поле России. Наша страна становится привлекательной не только для экономической трудовой миграции, но и для гражданской миграции, когда люди приезжают в Россию не только и не столько временно поработать, заработать денег и уехать обратно к себе на родину, но хотят остаться на постоянное местожительство, стать новыми гражданами страны.
- По оценкам ряда экспертов менее половины зарплат мигрантам выплачивается «по-белому», т.е. с отражением в бухгалтерской отчетности. Располагает ли Ваша служба данными о потерях региональных бюджетов из-за невыплаты мигрантами подоходного налога?
Сейчас мы часто видим, что на одном и том же предприятии одна и та же профессия по-разному оплачивается в зависимости от того исполняет ее россиянин или иностранец. Это неправильно.
И сами россияне с этим согласны. Когда мы проводим опросы на предприятиях, где вместе работают и мигранты и россияне, то на вопрос, хорошо ли работают иностранные граждане, нам отвечают: «Да, также хорошо, как и россияне». А на вопрос: «Как вы считаете, то, что они получают меньше, чем вы, это правильно?», - говорят: «Нет, но это не нам решать, на то есть руководство».
- Принято значительное количество законов. Каков практический результат их применения? Какие первоочередные шаги надо сделать в законодательном плане?
Проделана очень большая работа. Более 30 в миграционной области принято в 2013-м году. Это колоссальнейший результат! При этом инициативы не просто выносились, а они реализовывались. На их базе создается инфраструктура, которая уже начала действовать.
В Концепции миграционной политики есть пункт о взаимодействии гражданского общества с исполнительными и законодательными органами власти. Он уже реализуется. Открытые площадки по миграционной политике сегодня есть в Общественной палате, Совете по правам человека и в других структурах.
Конечно, бывает, что на этих площадках возникают споры, но ФМС прислушивается к пожеланиям граждан, вносит различные изменения и поправки. В итоге появляются результаты, которые мы все видим. За них несет ответственность не только само миграционное ведомство, но и те общественные деятели, которые принимали участие в обсуждение законопроектов.
Наиболее важным вопросом, который нуждается в оперативном законодательном решении, я считаю, вопрос реформирования системы привлечения иностранных граждан к труду - квотирования. В своем Послании Федеральному собранию в прошлом году Президент Российской Федерации задал четкое направление для решения этого вопроса, которое заключается в расширении патентной системы трудоустройства иностранных граждан. Сейчас работать по патентам иностранные граждане могут только у физических лиц, в скором времени планируется разрешить мигрантам на основании патентов работать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Как Вы относитесь к идее наделения ФМС функцией по производству дознания? Почему и для чего?
Миграционная служба, наделенная функциями дознания, сможет оказать реальную помощь полиции и повлиять на более успешное и эффективное выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка на территории России. Сотрудники ФМС, постоянно работают в сфере миграции и ежедневно сталкиваются с проблемами в этой области, поэтому они лучше понимают, почему происходят нарушения миграционного законодательства.
Миграционная служба - это жизненно-важная мышца в организме государства. Эффективность ее деятельности напрямую влияет на работу большого числа ведомств и структур. Поэтому в компетенции ФМС России должны быть все необходимые полномочия для успешной и продуктивной работы: от реальных рычагов воздействия на механизм привлечения к труду иностранных граждан до полномочий по контролю за соблюдением миграционного законодательства.
Но при этом надо понимать, что дополнительные полномочия - это еще и дополнительная нагрузка. Уже сейчас ФМС испытывает дефицит кадров. Ведь с каждым годом объемы миграции в Россию растут, а кроме этого, увеличивается мобильность самих россиян. Поэтому для эффективной работы по регулированию миграционной сферы необходимо укрепление штата сотрудников ФМС России. От решения этого вопроса зависят итоговые результаты всех мероприятий проводимых в рамках миграционной политики.
- Антикоррупционные меры. Какой эффект они дают?
Полностью искоренить коррупционные риски, пожалуй, невозможно, но есть механизмы, которые позволяют их снизить.
Например, значительно снижают коррупционные риски автоматизированные «бесстрастные» системы, которые делают минимальным влияние человеческого фактора, механизм автоматического закрытия въезда, который основан на использовании информационной системы миграционного учета ФМС России, уже показал себя. С начала 2013 года автоматически закрыт въезд в Россию около 800 тысячам нарушителей миграционного законодательства. И элемент коррупции при этом совершенно исключен. Невозможно дать взятку машине.
Немаловажно, значение общественного контроля. Вот уже несколько лет я координирую участие общественных организаций и гражданских структур в совместных проверочных мероприятиях с ФМС России в Москве и Подмосковье. Вместе с сотрудниками миграционной службы мы посещаем строительные площадки, рынки, общежития и другие объекты, наблюдая за работой сотрудников ФМС, а также мы общаемся с иностранными гражданами, из первых рук узнавая об их проблемах и нуждах. Но кроме этого, при таком общественном контроле у недобросовестных работодателей, получающих огромные барыши из-за использования дешевой и фактически бесправной рабочей силы, нет возможности «откупиться» от нас. Общественные организации вообще плохо укладываются в коррупционные схемы. Если на каком-то объекте во время проверки находятся 15 человек из разных организаций, то договориться со всеми одновременно очень сложно. А если с ними приезжает телевидение, журналисты из печатных СМИ, то это вообще невозможно.
- Паспортизация в Крыму? Какие еще там видятся проблемы, требующие решения, в том числе законодательного?
Наша организация «Россия - наш дом» с начала апреля оказывает помощь крымчанам в получении новых российских паспортов. Добровольные помощники от РНД прошли специальный инструктаж в территориальных органах ФМС и сейчас осуществляют первичный прием крымчан, которые желают получить новый паспорт и помогают сотрудникам миграционной службы. Изготовлено уже порядка 800 тыс. паспортов для жителей полуострова.
Наибольшее количество затруднений возникает у людей, которые не могут достоверно подтвердить факт постоянного проживания на территории полуострова.
- Встречается информация о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ нового поколения, которые планируется выдавать взамен паспорта гражданина РФВ чем идея? Каковы сроки эффективного использования?
Думаю, что такой многофункциональный документ окажется полезным для многих россиян.
Выпуск так называемых электронных паспортов планируется начать с 1 января 2016 года. Планируется, что до 2025 года параллельно будут использоваться и электронный и бумажный паспорт. Бумажные паспорта должны полностью выйти из обращения в 2030 году.
Паспорт нового образца будет выглядеть как электронная карта, на которой предполагается разместить фотографию владельца документа, имя, фамилию и отчество, информацию с адресом на специальном чипе, ИНН, страховой номер, цифровую подпись, а также оставить место для отпечатков пальцев.
- Распространено мнение, что у нас гражданство РФ получают в основном выходцы из стран Центральной Азии, а граждане Украины его получить не могут. Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?
Это мнение можно назвать досужим домыслом. Приобретение гражданства России - контролируемая государством процедура. Да, она занимает несколько лет, но ведь и приобретение гражданства другой страны - это ответственный и важный шаг, к которому каждый человек должен быть готов не только морально. Он с точностью должен понимать, что приобретая гражданство России, он обязуется соблюдать законы нашей страны, он должен знать эти законы, а также владеть русским языком, принимать и понимать культуру и традиции нашего общества.
Владимир Шапошников, кандидат в новый состав Общественной Палаты РФ.
Проголосовать за кандидата можно на специальной странице общественной палаты