А давайте посмотрим на белые пятна в польской памяти и попытаемся понять, почему дипломату пану Марциняку так хочется «наследить» в советской истории?
Читаем "Петербургский информационный центр «Мемориал» и Генеральное консульство Польши во главе отметили День памяти жертв репрессий очередной выставкой исторических фальсификаций в Карелии"
5 августа в урочище Сандармох Медвежьегорского района Карелии прошли поминальные мероприятия, приуроченные Дню памяти жертв политических репрессий. Традиционно на месте массовых расстрелов будут проведены церковная панихида и гражданский митинг. Как и в прошлые годы Сандармох посетили родственники репрессированных и общественники, представители органов республиканской власти и иностранных дипломатических миссий, которые вместе вспомнили о трагических событиях, разыгравшихся здесь в 1937-38 годах, и отдадут последние почести всем невинно убиенным под Медвежьегорском.
В процессе подготовки к этому событию в адрес организаторов от участников поступали новые предложения, чтобы, как и в прошлые годы, мероприятие прошло на самом высоком уровне. Впрочем, далеко не все инициативы оказались рациональными и полезными.
Как нам стало известно, в середине июля в Администрацию Медвежьегорского района от польской стороны - Генконсульства Польши в Санкт-Петербурге - пришло официальное письмо. По нашей информации, сотрудники консульства под руководством пана Петра Марциняка предложили совместить проведение траурных мероприятий с открытием выставки в местном краеведческом музее под названием «Страданию - правду, умершим - молитву. Места польской памяти в России», которую подготовил санкт-петербургский Научно-информационный центр «Мемориал».
Чтобы понять, чему посвящена данная экспозиция под столь броским названием, достаточно обратиться к сети Интернет. Сразу на нескольких сайтах дается расшифровка: «Выставка посвящена местам польской памяти о жертвах советского государственного террора - польских гражданах и этнических поляках, гражданах СССР, - депортированных, интернированных, военнопленных, заключенных советских лагерей. Это памятники, памятные знаки, кресты, мемориальные доски, установленные в различных регионах Российской Федерации: в городах и населенных пунктах, на кладбищах бывших спецпоселков, на кладбищах жертв террора, на территориях бывших лагерей».
Если особо не вдаваться в детали, то напрашивается логический вывод - открытие подобной выставки в рамках Дня памяти жертв политических репрессий вполне уместно. Прежде всего, близка тематика - сталинские репрессии, в жерновах которых оказались не только русские, но и подданные других государств. В том числе, и Польши.
Однако если внимательнее изучить историю вопроса и сопоставить некоторые факты, натыкаешься на любопытные детали, которые невольно наводят на мысль о том, что выставка преследует совсем неблагородные цели.
Со второго захода?
Тщательно проштудировав карельские новостные сайты, мы наткнулись на информационном портале «Столица на Онего» на любопытную статью - «Как искажают историю». Материал, опубликованный 8 мая этого года, расставляет многие точки над «i» и проливает свет на «просветительскую» деятельность Генерального консульства Польши и НИЦ «Мемориал» на территории республики.
Оказывается, попытки организовать в Карелии «выставку - переосмысление» событий советской истории 40-х годов ХХ века польскими дипломатами предпринимаются уже не в первый раз. Совсем недавно, накануне Дня Победы, такую же экспозицию, рассказывающую о поляках - узниках советских концлагерей, но только под иным названием - «Следы польской памяти на территории России», работники дипмиссии и подшефного ей «Мемориала» пытались провести в Сегеже. Однако в тот раз попытка рассказать жителям республики всю «правду» о польских «жертвах советского террора» не увенчалась успехом. Открытие подобной выставки, подспудно бросающей тень на героический период советской истории, накануне святого для россиян праздника справедливо сочли просто неуместным.
К тому же, сомнения вызвали и сами материалы, ставшие основой экспозиции. К примеру, автор статьи, опираясь на объективные данные академика РАН Александра Яковлева, опроверг одно из главных утверждений авторов «Следы польской памяти на территории России» о миллионе польских граждан депортированных в Сибирь с территорий, якобы захваченных СССР в 1939 году. По сведениям академика, их было в разы меньше. Вглубь России были переселены порядка 146 тысяч человек. Причем, совсем не мирных крестьян, а так называемых хуторян - осадников, которые (по сведениям НКВД) являлись костяком создаваемого Варшавой подполья, призванного вести диверсионную войну против мирного населения на территориях Западной Белоруссии и Западной Украины.
Это не единственная попытка кураторами проекта фальсификации и подтасовки исторических фактов. Один из стендов той выставки был посвящен одной из самых противоречивых личностей в истории ХХ века - Витольду Пилецком (об этом также упоминается в статье на «Столице на Онего»). Точного ответа на вопрос: «Кем на самом деле являлся известный карельский поляк, арестованный в 1947 году за шпионаж, расстрелянный, а затем «на волне демократии» реабилитированный?», у историков по-прежнему нет. Однако создатели экспозиции почему-то однозначно признали его символом и жертвой сталинской эпохи. Кстати, несколько лет назад Польское консульство, возглавляемое Марциняком, предлагало даже установить в Олонце памятный знак шпиону Витольду Пилецкому как «свидетельство искупления вины России перед польским народом».
Можно было и не вспоминать о той неудавшейся неоднозначной по содержанию выставке в Сегеже, если бы спустя всего два месяца ее организаторы вновь не выступили с предложением провести экспозицию в Карелии. Подобная навязчивость и рвение, с какими польская сторона пытается протолкнуть свою инициативу, уже настораживают.
При этом, повторимся, новая выставка, похоже, поменяла только свое название, в остальном ее идеологическая «начинка» осталась прежней. Все те же 25 стендов с фотографиями, документами и текстами расскажут посетителям о драматических событиях истории, но с одной поправкой, так как, это выгодно ее учредителям - центру «Мемориал» и Генеральному Консульству Республика Польша в Санкт-Петербурге.
К примеру, часть выставочного комплекса посвящена мемориальным комплексам «Катынь» и «Медное», созданным, как указано в аннотации, «на местах захоронений польских офицеров, расстрелянных НКВД в 1940 году». В том, что трагические события 70-летней давности, вокруг которых сейчас так много спекуляций, будут преподнесены посетителям под определенным «соусом», сомнений даже не возникает. Официальная позиция Варшавы всем хорошо известна - «цвет польского офицерства истребили кровожадные советские чекисты» и какие-либо другие доводы или факты не принимаются.
Однако скажем честно, жирную точку в данном вопросе, даже после признания «Катынской трагедии» Госдумой РФ, ставить еще рано. Хотя бы потому, что сторонников первоначальной («советской») версии событии, согласно которой расстрелы польских военнопленных в оккупированном смоленском лесу производились в 1941 году частями Вермахта, очень много. И среди них как журналисты или политики, так и уважаемая научная общественность - шесть докторов исторических наук: Ю.Н. Жуков. А.Н. Колесник, В.А. Сахаров, А.Ю. Плотников, И.П. Осадчий и В.П. Зимонин. И, между прочим, исследователи, отстаивающие «советскую версию», опираются на факты и приводят аргументы не менее убедительные, чем польская сторона. Они в открытом доступе, подробнее можно почитать на различных сайтах.
Конечно, участников большой «катыньской» дискуссии рассудит беспристрастное время, заметим лишь, что пока все стороны не пришли к более - менее единой позиции, мнение каждой из них разумно считать всего лишь полуистиной.
Однако, почему-то Генконсульство Польши в Санкт-Петербурге и центр «Мемориал» с упорством парнокопытного (прошу прощения за такое сравнение) пытаются провести на территории нашей республики один вернисаж о «жертвах сталинского террора» за другим. Что это? Только ли желание рассказать русским всю правду о неизвестных страницах отечественной истории? Или все-таки дерзкая попытка с помощью фальсификаций и пересмотра трагических событий в том ключе, который сегодня выгоден официальной Варшаве?
Тогда невольно задумываешься о том, что, вполне может быть, что все эти тематические выставки, открытие мемориалов, памятников и других «просветительских» мероприятий на территории нашей страны, связанных с т.н. «следами польской памяти» и проспонсированных зарубежными меценатами, преследуют совсем другие цели. К примеру, желание навязать нашим гражданам, многие из которых живут настоящим, не задумываясь о прошлом, комплекса вины за «грехи» своей страны, которых возможно и не было вовсе. Убедить нас, людей совсем другой эпохи, в необходимости «искупления вины России перед польским народом».
Примечательно, что Генконсульство Польши намеренно вводит в заблуждение не только обычных граждан, но и организаторов траурных мероприятий в Сандармохе. В сопроводительном письме пан Марциняк сообщает, что «идея выставки одобрена» республиканским правительством, в частности, с Министерством РК по вопросам национальной политики, связям с общественностью, религиозными объединениями и средствами массовой информации. Однако, по нашей информации, никаких согласований или одобрений проведено не было.
«Что на зеркало пенять, коли рожа крива?»
- гласит мудрая русская пословица. Увы, но пока некоторые иностранные политики и дипломаты, при любом удобном случае попрекающие современную Россию далеким «советским» прошлым, явно не придерживаются этого простого, но важного житейского принципа. Между тем, для того, чтобы устраивать судилище над кем-то, необходимо самому быть кристально чистым. В противном случае все обвинения могут обернуться против самого судьи.
Мы хорошо помним, что многовековая история России знала предостаточно темных и кровавых периодов, но назовите хоть одну страну история, которых прозрачна, непорочна и светла, как голубое майское небо?
Кстати, и у Польши, власти которой сегодня настоятельно требуют от россиян публичных извинений за трагические события первой половины ХХ века, поводов для раскаяния предостаточно. Среди польских политиков, видимо, кто-то запамятовал, о печальной «Волынской резне», когда в ответ на действия украинских националистов отряды польских подпольщиков из Армии Крайовы в 1943 - 1944 годах проводили этнические чистки и «слепые» акции возмездия в отношении мирного населения Украины, безжалостно расправлялись с беззащитными, ни в чем неповинными крестьянами, сжигали села. В результате кровавых акций (по разным оценкам) польскими партизанами только по национальному признаку было убито от 2,5 до 20 тысяч жителей украинской территории.
А есть и другие эпизоды... Например, еврейские погромы в Едвабне, Радзивиллове, Кельце, Вонсоче, в которых наравне с фашистами активно участвовали и поляки. К слову, предки, тех, кто сегодня открыто заявляет об исторических претензиях к России, учинили последний в современной истории еврейский погром в Европе - в городке Кельце. http://www.sem40.ru/index.php?newsid=207030 Но отчего-то сама официальная Варшава не спешит ставить памятники и мемориалы в знак искупления вины Польши перед украинским или еврейским народами? А ведь можно было бы.
История, как сама жизнь, ошибок не прощает, как не прощает легкомысленного отношения к себе и полуправды. Шутки с ней опасны, а подтасовка фактов преступна и может иметь необратимые негативные последствия.
Так, в центре Европы, в годы Второй мировой войны познавшей на себе все ужасы фашистского режима Гитлера, сегодня активизируется, а самое страшное - легализуется националистическое, неофашистское движение. По улицам столицы Латвии парадными колоннами маршируют ветераны СС рука об руку с молодыми членами националистических организаций. В эстонском Синимяэ проводятся ежегодные слеты бывших солдат прибалтийских карательных частей Вермахта и неонацистов. В литовских Вильнюсе и Каунасе открыто и вполне официально проходят шествия молодых бритоголовых молодчиков, выкрикивающих антироссийские лозунги.
К каким результатам может привести пренебрежительное отношение к истории, сознательная подмена фактов и понятий, откровенные спекуляции на патриотических чувствах граждан и возвеличивание сомнительных подвигов «борцов за свободу и независимость» сегодня мы видим на Украине, раздираемой междоусобными противоречиями. Героизация на государственном уровне Степана Бандеры и его последователей-палачей, учинивших геноцид польского и украинского народа, творивших зверства по отношению к детям, женщинам, старикам, присвоение ему в 2010 году Киевом звания «Герой Украины» «за несокрушимость духа в отстаивании национальной идеи, проявленные героизм и самопожертвование в борьбе за независимое Украинское государство» (когда знакомишься с истинными «подвигами» и «героизмом» «бендеровцев», даже у людей невпечатлительных стынет кровь, не прошло бесследно.
Политический переворот в украинской столице, совершенный при поддержке военизированных радикальных молодежных организаций, пропагандирующих национализм и русофобию, вылился в кровопролитную войну на востоке страны, с сотнями жертв среди мирного населения, развал экономики и политическую дестабилизацию не только на самой Украине, но и в мире.
Что примечательно, во внутригосударственном конфликте восточного соседа принимает непосредственное участие и Польша. Достаточно вспомнить официальное заявление МИД польской республики в поддержку радикальных группировок на Майдане, сделанное еще в начале феврале этого года, перед свержением официальной власти на Украине.
«Мы поддерживаем жесткую позицию, занятую "Правым сектором"... Радикальные действия "Правого сектора" и других военизированных групп демонстрантов, применение протестующими силы являются оправданными... "Правый сектор" принял на себя всю полноту ответственности за все силовые акции во время последних протестов. Это честная позиция, и мы уважаем ее», - говорилось в заявлении внешнеполитического ведомства.
Есть подозрение, что действия польской стороны в последних событиях на Украине этим не ограничились. В СМИ неоднократно появлялась информация, что инструкторы польских спецслужб занимались подготовкой боевиков «Правого сектора», а также о том, что в рядах Нацгвардии с мая этого года воюют и погибают поляки.
Такие вот особенности «высокой политики» по-польски, в которой в последние годы все встало с ног на голову. Местные политики, не скрывая свои антироссийские настроения, не брезгуют переиначивать по собственному усмотрению историческую правду и даже спекулировать на трагедии собственного народа, открыто поддерживать украинских националистов, отправлять на гибель в чужой гражданской войне своих сынов, и при этом бесконечно призывать нашу страну к покаянию.
Владислав Вуйчик