Алена Александровна Галич, дочь известного и любимого многими диссидента и барда Александра Галича, обратилась в Российское авторское общество с требованием запретить Андрею Макаревичу исполнять песни своего отца. Вполне законное требование, учитывая, что она является правообладателем наследия барда.
Причина довольно простая: дочери Александра Галича не нравится, как песни ее отца исполняет Андрей Макаревич. Знала ли она раньше, как интерпретирует эти песни лидер Машины времени - неизвестно. Но недавно Алена Галич в одной из телепередач услышала, как Макаревич рассказывает о том, что вот, недавно открыл для себя творчество ее отца. И спел песню «Облака». Исполнение дочь знаменитого барда расстроило.
«Мало того, что и вид Макаревича, и его манера исполнения не выдерживали никакой критики», - поделилась с журналистами впечатлениями Алена Галич. - «У меня сложилось впечатление, что он вообще не понимает, о чем поет. Кроме того, он переврал текст! Из этой же телепередачи я узнала, что Макаревич готовит к выпуску альбом с песнями моего отца. Оно и понятно: Галич сейчас на волне. При этом ко мне, как правообладателю на его произведения, никто за разрешением не обращался. Не звонили мне из РАО, ни от Макаревича. Это и возмутило больше всего.»
После этого Алена Галич решила обратиться в Российское авторское общество и предъявить претензии по поводу нарушения ее авторских прав. Общение с РАО оказалось совсем неплодотворным. Сотрудники организации, к которым обратилась Галич, не смогли ответить на довольно простые вопросы: какой тираж у альбома, выпушенный Макаревичем. Откуда у Макаревича появилось разрешение на исполнение песен ее отца, действующее по ноябрь текущего года, если сама она его не давала.
Правда, Алена Галич предположила, что раз так все складывается, он может рассчитывать и на вполне солидные авторские отчисления. Но не тут-то было. Гонорар, который получила она в сентябре 2014 года, составил.... 2 тысячи рублей 82 копейки. И это - отчисления с концертов и продажи дисков?
Конечно, авторские отчисления для Алены Галич совсем не лишняя копейка, как говорит она сама: «Уже несколько лет я собираюсь съездить на могилу отца в Париж. Хотя бы собрать деньги на билет. Но даже дело не в этом. Мне не понравилось, что за моей спиной, не поинтересовавшись моим мнением, люди зарабатывают на творчестве отца. Сейчас у меня только одно желание: я не хочу, чтобы Андрей Макаревич пел песни Галича».
Журналисты решили связаться с представителями РАО. Оказалось, что они знакомы с этой истории, которая началась уже год назад. И вот что там ответили: «Лицензию на выпуск студийного альбома с песнями Галича мы выдали на основании договора с правообладателем. Диск был издан с соблюдением всех требований Авторские права здесь не нарушены и отчисления были выплачены вовремя. Альбом был записан в конце прошлого года и сегодня он доступен для прослушивания в Интернете. Теоретически любой может его скачать, напечатать нелицензионные диски и торговать ими» . Правда, документы, подтверждающие их действия, представитель общества показать не захотел.
По словам представители общества, Макаревич довольно давно исполняет песни Галича, были они и в репертуаре «Машины времени», однако никто раньше по поводу ущемления авторских прав к ним не обращался. «Алена Александровна написала заявление, на основании которого запретила Макаревичу издавать песни Галича на дисках. Ну не нравится ей этот исполнитель, что поделаешь?» - добавил представитель РАО.
Пресс-секретарь певца Антон Чернин тоже утверждает, что Макаревич исполнял песни Галича уже лет 20 назад. Но тогда это никого не возмущало. И комментируя ситуацию, свел все дело к политике, связав заявление Алены Галич с непримиримой политической позицией в отношении Крыма и Украины.
Вся эта история кажется очень странной. Здесь есть все - и разрешение на исполнение, о котором не знает обладатель авторских прав, и гонорары, больше напоминающие издевку, и уже привычное для Макаревича передергивание ситуации в политическую плоскость. Это ведь так просто: уличили в некоторой нечистоплотности, а ты в ответ: меня враги травят.