Михаил Горбачев, бывший первый и единственный президент СССР, в очередной раз сделал критическое заявление о политике ЕС и США в отношении России. Теперь Михаил Сергеевич увидел причины сложившегося кризиса в «срыве перестройки, в безответственных решениях, которые были приняты в Беловежской пуще руководителями России, Украины и Белоруссии».
Поворот в риторике у Михаила Сергеевича произошел несколько месяцев назад. Начался он с публичной поддержки «валдайской речи» Путина, которую Горбачев назвал «потрясающей». Дальше - больше. Михаил Сергеевич, этот «мерцающий кадавр» современней политики, этот любимец западных фондов развития гражданского общества, начал с периодичностью раз в месяц-полтора давать заявления одно хлеще другого, и все в пользу России. Он осудил политику ЕС и США в отношении России уже несколько раз. Объявил, что «холодная война - 2.0» фактически начата. И предупредил, что может быть и «горячая война», то есть ядерная. Которую начнут Соединенные Штаты.
Вот с самого интересного, то есть с ядерной войны, давайте и начнем. Её прочит, кстати, не только Михаил Горбачев, но и многие другие эксперты. Тот же Нобелевский комитет некоторое время назад передвинул стрелки «часов судного дня» на без трёх минут полночь.
Но всё это истерика на пустом месте, хоть и поддерживаемая экспертами не в пример авторитетнее Михаила Сергеевича. Дело тут в менталитете политических элит США. Они войну на тотальное уничтожение не начнут никогда. Ровно потому, во-первых, что считают себя мировым гегемоном. А ядерная война - это обрушение всей мировой политической системы в том виде, в котором она есть. Да, наверное, и вообще в любом виде. Ибо запасы ядерных вооружений в мире в случае их использования не позволяют надеяться даже на будущее в жанре цикла «Метро» Дмитрия Глуховского или «Безумного Макса, воина дорог». А во-вторых, войны для Соединенных Штатов - это не только власть, но и извлечение прибыли, списание долгов, стимулирование экономики. В случае, когда «все вымерли» стимулировать экономику, зарабатывать деньги и тратить эти деньги будет просто некому и не на что.
Так что Обама, который «не исключает большой войны» в своих заявлениях не столько определяет дальнейший курс своего государства, сколько ведет эпатажную риторику «хромой утки», политика, который досиживает последний срок в Белом Доме. Ему сейчас особо терять нечего. Два президентских срока он уже оттрубил.
Но вернемся к Горбачеву и к его последним заявлениям. Когда Михаил Сергеевич сменил риторику от резко прозападной до пророссийской очень многие, мягко говоря, удивились. Это было странно слышать от человека, которого на Западе называют «разрушителем Империи Зла», то есть СССР. Сейчас Горбачев, отвечая на вопросы о том, почему люди в России скучают по СССР, говорит «Правильно скучают!».
Высказывались разные версии такого поворота, одна из них - «совесть замучила». Но, думается, тут всё куда прозаичнее. Горбачева стали забывать. И в западном, и в нашем, российском, обществе. Резкие вспышки общественной памяти о нем случались, когда с периодичностью раз в год СМИ объявляли о его смерти. И если уж верить примете, что сообщение о смерти человек, когда он еще жив, означает, что он долго жить будет, то, судя по количеству прижизненных некрологов, у Михаила Сергеевича есть все шансы пережить и ядерную войну, о которой он так убежденно пророчествует.
Не в войне, впрочем, дело, а вот в этой «перестройке и несоблюдении её итогов» и «беловежских соглашениях». Михаил Сергеевич решил напоследок изобразить из себя не просто эксперта, а активного политического актора, который в свое время заложил основу под современный миропорядок. Неплохой такой статус, не правда ли? И снова идут манипуляции с историей. Ну, ровно потому, что та самая пресловутая перестройка, недееспособность Горбачева и его команды, и привела к девяностым, к пресловутым «беловежским соглашениям» и к тому самому тезису Ельцина «берите суверенитета, сколько сможете унести».
А сейчас Михаил Сергеевич, то ли от закончившихся западных грантов, то ли от того, что его стали забывать, включил абсолютно консервативную риторику, но ставит во главу угла себя и свою роль в той истории, и в истории нынешней. Ну, впрочем, пусть его. Еще один экспертный голос в пользу России нам явно не повредит.
Что же до «холодной войны-2.0», то важно понимать, что она, «холодная война» никогда не заканчивалась. Просто в девяностые информационная машина Запада полностью продавила наше информационное поле и владела умами граждан десятилетие. А теперь ситуация стала кардинально меняться: мы снова сопротивляемся. И на информационном поле, и на поле геополитики. Так что это не «холодная война - 2.0», это просто наше очень долго чаемое «холодно-военное» контрнаступление. И это контрнаступление нужно, в том числе, чтобы не было «горячей войны», и чтобы стрелки «часов судного дня» больше никуда и никогда не сдвигались.
Александр Самойлов