Сегодня в Москве состоялось совещание по исполнению майских указов президента - на котором глава государства заявил, что несмотря на то, что указы не являются догмой и могут быть незначительно скорективнованы - их нужно выполнять без отлагательств, в полной объеме. Для этого президент России призвал изыскивать резервы и ориентироваться не на "бумажки", а на улучшение жизни реальных людей. В свою очередь сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов отметил, что у ОНФ и правительства расходятся данные по выполнению указов.
Так, например, ОНФ считает - на данный момент выполнено 20% "майских указов", правительство говорит о 80 %.
Politonline.ru обратился к президенту российской ассоциации политической науки, профессору Оксане Гаман-Голутвиной с вопросом - как выполняются "майские указы" президента спустя три года после их подписания?
- Прежде всего, надо отметить, что за три прошедших года было сделано достаточно много. Особенно - с учетом изменившейся в течение последнего года ситуации. И вместе с тем, мне кажется совсем не случайным накануне праздника Победы разговор о как раз текущих проблемах современного российского общества. Это очень символично.
Также мне кажется очень символичным акцент, который был сделан на совещании - именно на социально-экономическом измерении указов. Речь идет о том, что президент ставит задачу - исполнять их несмотря на кризисные явления и в мировой экономике, и сложности в связи с санкциями, и в связи с макроэкономическими факторами, как цена на нефть, колебание валют.
На сегодняшнем совещании были названы основные направления, на которых нужно сосредоточиться и прилагать дальнейшие усилия. Отмечу, что основываясь на материалах совещания, данных ОНФ и сопоставляя иные данные, все-таки пока трудно согласиться с той цифрой, которую называет правительство. Речь о 80%. Трудно с этой цифрой согласиться - особенно в той части, которая касается здравоохранения. Нет, реально позитивные результаты есть - например, в части решения проблемы размещения детей в детских садах. Эта проблема достаточно остро стояла несколько лет назад. Сегодня нельзя сказать, что она решена, но, по крайней мере, нет той остроты. Как мне кажется, нет такой остроты и со школьным образованием - все-таки были повышены зарплаты учителей, что позитивно сказалось и на пополнении кадрового состава учительского корпуса, степени удовлетворения родителей.
Но мы понимаем, что если существующие проблемы в области здравоохранения коснулись Москвы, то они трижды коснулись регионального уровня (и особенно - местного). Действительно, вызывает очень большую тревогу установка правительства на так называемую оптимизацию расходов. Мы в переводе на русский с бюрократического, все хорошо понимаем, что это означает "сокращение всего". И если учесть, что понимаемое широко здоровье человека есть не только его личное достояние, но и, если угодно - человеческий капитал страны, то серьезность вопроса не кажется преувеличенной.
Поэтому усилия общественного, народного контроля ОНФ решают крайне важную задачу. Добавлю, что такая функция является неизменным атрибутом современной демократии. Если мы посмотрим на мировой опыт, то окажется - успешное экономическое и социальное развитие крайне редко достижимы вне общественного контроля. Поэтому мне представляется, что здесь ОНФ играет крайне важную роль - он является рычагом, который побуждает управленческий аппарат не забывать о тех задачах, которые были поставлены три года тому назад.