Стали известны "внутренние" версии причин космической катастрофы, в ходе которой при выходе на орбиту разрушился ракетоноситель "Протон-М". Эксперты же поделились - это может быть браком поставщика, нарушением технологии монтажа, ситуативной ошибкой производителя, сбоем оборудования, диверсией или внезапно возникшей нерасчетной нагрузкой.
Напомним, что старт "Протона-М" с мексиканским спутником связи закончился аварией - по данным телеметрии, проишел отказ рулевых двигателей третьей ступени, после чего она со спутником рухнули с высоты 160 километров и сгорели в атмосфере. "Спутник и его запуск застрахованы заказчиком. Ответственность перед третьими лицами застрахована российской стороной",- официально заявили в "Роскосмосе".
Безусловно, подобное ЧП тут же стало новостью №1 в мировых СМИ и ожидаемо вызвало волну злорадства у оппозиции, множества украинцев и ряда западных журналистов. Однако выключим эмоции и обратимся к фактам. И экспертам.
"В гибели "Протона-М" нет трагедии, но есть серьезнейшая проблема, он решаемая",- заявил Politonline.ru высокопоставленный источник в "Роскосмосе". Он пояснил, что подобная авария уже случалась, причем ровно год назад - 16 мая 2014 года, когда по аналогичной причине был потерян российский спутник связи "Экспресс-АМ4Р".
"После тщательного расследования и доработки двигателей называемые "рабочими лошадками" ракетоносители "Протон-М" успешно выводились на орбиту - таким образом, речь идет о конкретных дефектах, допущенных при производстве, сборке, настройке а не провале проекта "Протон-М",- считает эксперт. Он также добавил, что "некоторые могут злорадствовать", но предложил сравнить статистику запусков космических стран. "Россия запускает гораздо больше, чем США или Китай - именно поэтому ЧП случаются чаще, здесь чистая математика",- пояснил он.
И действительно. "Процент неудачных запусков у России ниже, чем у США, запустивших меньше КА, чем Россия. Так, что все пока в рамках погрешности, хотя хотелось бы, чтоб не падали совсем!",- ранее писали эксперты.
Кроме того, представитель Роскосмоса напомнил, что "неудачами и катастрофами в последнее время заканчивались запуски и американских ракет "Антарес", Falcon-9", я не говорю о трагедиях с гибелью "Шаттлов" и астронавтов США". "Это не повод для злорадства, это повод выяснить, что стало причиной - нарушение технологий и дефект производства, плохой контроль, накопившаяся с 90-ых проблема кадров, в конце концов даже диверсия. И плясать от этого, исправляя ситуацию. Она исправима",- уверен специалист по космосу.
"Достаточно вспомнить, сколько раз откладывался по техническим причинам старт "Ангары" - и она полетела, сколько было неудачных запусков и сарказма по поводу теперь отлично летающей "Булавы". Проблемы находились и устранялись",- напоминает он, добавляя - даже сверхвысокотехнологичные США до сих пор покупают русские двигатели, не сумев создать своего аналога. "А все остальные разговоры про "Россия потеряла космос", про деградацию, про "у нее и ядерные не летают небось" - я сегодня многое уже успел такое прочитать - от лукавого. Точнее - повод "диванным экспертам по всему" почесать языки",- заключил он.
"Несколько лет все пуски были успешными. Сегодня мы видим подряд две аварии двух разных ракет накануне реформы ракетно-космической отрасли. Президент вносит в законопроект о создании госкорпорации Роскосмос, и сразу падают две совершенно разные ракеты",- цитируют СМИ депутата Дегтярева. "Здесь надо, в первую очередь, работать органам госбезопасности и искать причину или вне страны или внутри отрасли, но именно с точки зрения технической диверсии. Так просто не бывает",- считает парламентарий. И действительно, в конце апреля-2015 "Прогресс-М27М" по неопределенным пока причинам вышел на орбиту значительно выше расчётной, не смог пристыковаться к МКС и сошел с орбиты - сгорев над Тихим океаном.
"Нам полеты в космос кажутся настолько обыденной работой, что вроде бы эти ракеты должны просто как трамваи ходить. Надо не забывать, что сейчас осваивается новый класс ракет",- добавляет его коллега, руководитель комитета по промышленности Сергей Собко. Он добавил "Автомобильных аварий происходит каждый день сотни, тысячи, но никто не поднимает вопрос после каждой аварии, что что-то не в порядке в автомобилестроении".
Добавим, что ранее уже был опубликован непредвзятый анализ состоянии дел, достижениий провалов отечественной космонавтики. Его итогом стал вывод - несмотря на случающиеся ЧП, Россия "твердо входит в тройку первых космических государств и в четверку космических агентств". "Есть и специфика работы СМИ. Успешный запуск - это новость гораздо меньшего масштаба, чем авария. В реальном мире невозможно быть лучшим везде по всем параметрам, и наличие недостатков не означает глобального краха",- добавляют специалисты.