Вот и наступил такой долгожданный, такой вожделенный «день Х»: Рига, саммит, радостно-деловые рукопожатия, мало что значащие в такой ситуации, протокольные улыбки. И вдруг такой облом! Правда, вполне логичный, и ведь предсказанный многократно. Однако до последней минуты теплилась надежда: а вдруг примут, пригласят, пропустят? Не пропустили.
От мечты к суровой реальности: на саммите Восточного партнерства, который проходит сегодня в Риге, ни Грузия, ни Украина так и не получили обещанного лакомого кусочка: в безвизовом режиме официально отказано. «Не только Украина не получит безвизовый режим с ЕС во время Саммита в Риге, и для Грузии не будет принято решение по этому поводу», - сказал представитель ЕС еще перед началом саммита. Причина проста: обе страны так и не выполнили условия, которых от них ждет европейское сообщество.
Теперь можно уже не спеша распаковать собранные перед безвизовым рывком в Европу чемоданы и спросить самих себя: вот за этим-то стояли на Майдане? За очередной оплеухой от европейцев, которые поводили-поводили перед носом приманкой, да так ее и не дали?
А собственно, на что надеялись? О том, что безвизового режима для Украины не будет, стало понятно еще на саммите Украина-ЕС, который в апреле проходил в Киеве. Конечно, высокий уровень этого саммита приподнял чуть ли не до небес значимость господина Порошенко в собственных глазах. И высказанные с дежурными улыбками фразы о позитивной оценке самой встречи, о «недалекой перспективе» членства в ЕС добавили несколько пятаков в его копилку собственного достоинства. И тут уже уверенность на получение желаемого бонуса, зафиксированного в финальной декларации саммита в Риге, стала еще более крепкой.
Правда, украинская оппозиция настроена была куда как более скептически, предвидя очередное разочарование, которое поджидает киевские власти в Риге: "Результаты работы действующей власти с каждым днем не приближают, а отдаляют перспективу вхождения нашей страны в европейские структуры. Нынешние чиновники поставили себе в заслугу заключение Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом, хотя не имеют ни малейшего отношения к разработке этого масштабного документа", - говорится в заявлении "Оппозиционного блока".
И ведь они правы: прокладывали пути к Евросоюзу совсем не нынешние власти. Да и само «Восточное партнерство» весьма критически оценивалось почти со дня его образования. "Политика "Восточного партнерства" с точки зрения интересов ЕС не направлена на интеграцию Украины в ЕС, и не случайно ЕС заявляет, что "Восточное партнерство" является частью политики соседства, которая не предусматривает интеграцию Украины в ЕС", - эти слова были сказаны еще шесть лет назад Директором Института внешней политики Дипломатической академии Украины Григорием Перепелицей. Так на что надеялись-то?
Амбиции Порошенко - добиться вступления в ЕС через пять лет, а сейчас, по крайней мере, выбить в самое ближайшее время долгожданный безвизовый въезд в Европу и еще чуть-чуть финансовой помощи - вполне понятны. Однако у европолитиков другой взгляд на это. «Европейская правда» еще во время саммита Украина-ЕС отметила интересную подробность: глава Еврокомиссии Юнкер, выступая в Киеве, так и не смог назвать Украину европейским государством, не исключив, правда, что ее таковым признают позже. Может быть, когда-нибудь. "На мой взгляд, Украина - часть европейской семьи. Не африканской, а европейской", - избежал таки Юнкер употребления самого термина, который обозначен в Договоре о ЕС (согласно статье №49 любое европейское государство, которое уважает ценности Евросоюза и обязуется проводить их в жизнь, может обратиться с заявкой с целью стать членом Союза).
Не более обнадеживающими были и слова Дональда Туска, сказанные им накануне саммита в Риге о том, что «Киев, в первую очередь, должен отвечать европейским стандартам»: "Прежде всего, "Восточное партнерство" не предусматривало официальных обещаний вступления в ЕС, даже на будущее. Дело в том, что идея членства сравнительно новая. Но, безусловно, Грузия, Молдова и Украина имеют право на европейскую мечту ... Наша задача, моя личная ответственность, заключаются в непредоставлении пустых обещаний, мол, это можно осуществить не сегодня, так завтра. Впрочем, дорога в Европу, возможно не к быстрому членству, а к европейским стандартам, к нашему культурному и политическому обществу открыта", - сказал Туск, по сути ничего толком не обещая, но повтория то, что еще шесть лет назад сказал соотечественникам Перепелица.
Все, а особенно граждане самой Украины, помнят, как в своей инаугурационной речи Петр Порошенко сказал о уже пройденных шагах в сторону ЕС. Но все ли украинцы, которые "спят и видят свободный въезд в ЕС", помнят о той реакции, которую эта речь вызвала в Европе?
Помнят ли они, к примеру, слова министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса: "Во время переговоров с нашими европейскими партнёрами большинство из них явно не разделяли эту точку зрения Порошенко. Это точно". Или слова Марин Ле Пен: «Украина слишком нищая и коррупционная, чтобы пускать Украину в Евросоюз».
Все это было сказано год назад. Украина не стала менее коррупционной, если не сказать даже - стала таковой еще «более чем раньше». А уж про нищету и говорить не приходится. Дефолт, о котором предупреждали весь этот год, практически объявлен самим руководством страны, которое провело через парламент страны мораторий на выплату внешний долгов.
Первый день нового года для украинцев должен был начаться совсем иначе. "С первого января 2015 года все украинцы имеют право безвизового посещения стран Европейского союза. Мы это заслужили!", - твердо сказал Порошенко еще в разгар предвыборной кампании. Не получили. А даже если бы и получили, сколько сегодня жителей Украины смогли бы себе позволить въехать в безвизовые объятья европейских стран? Не то, что бы ни все....
Но что интересно, чем дальше отодвигается заветная «европейская мечта», тем более воинственной становится риторика украинских правителей, тем большего требуют они от европейского сообщества. Спишите долги! Не хотите? Ну, ладно, возьмите их с нас попозже! И это вас не устраивает? Как же так, как добрые европейские кредиторы могут требовать возврата денег! А мы им в ответ - мораторий, и пусть ждут, пока там финансовый рак на какой-то горе свистнет..
Договорились уже до того, что сами решили устанавливать компоненты системы ПРО на территории своей страны, при этом требуя закрыть для ненавистной соседней России чуть ли не все проливы в мире. И тут господ из правительства опять ожидает очередной облом: реструктуризация долгов затормозилась, а уж про ПРО и вспоминать смешно: в планы дяди Сэма это точно не входило.
Чем громче треск от оплеух, тем слышнее фанфары перемоги.
Аля Пустова