На пленарном заседании Совета Федерации сенаторы поддержали закон об удалении ссылок в интернете на неактуальную информацию о гражданах.
"Нормы так называемого закона о праве на забвение позволяют гражданам требовать от оператора поисковой системы прекратить выдачу ссылок с информацией о себе, если она распространяется с нарушением законодательства РФ, является неактуальной или "утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя",- пишут информагентства. Журналисты напоминают, что закон не позволит удалять информацию о событиях, содержащих признаки уголовных преступлений "сроки привлечения к ответственности по которым не истекли, а также сведения о совершении преступления, по которому не снята или не погашена судимость".
Эксперты уже отмечали, что "требования к оператору поисковой системы должно содержать фамилию заявителя, имя и отчество, паспортные данные, контактную информацию" - то есть запросы не будут анонимными. В таком запросе "должна присутствовать не устраивающая пользователя ссылка, указано основание для прекращения ее выдачи поисковой системой, подтверждено согласие на обработку персональных данных" - а значит, человек не сможет придти и просто сказать "хочу удалить всю информацию о себе". В итоге поисковая система, рассмотрев заявление гражданина и изучив его аргументы, может принять решение либо об удалении этих ссылок, либо об отказе в этом - и если поисковик отказывает, то гражданин может обратиться в суд.
"Это право человека на достоверную информацию о себе в интернете. В сутки более 70 млн. человек. выходят в интернет - представляете, сколько скопилось информации гадостной, недостоверная, неполной, нечестной и удалить ее не было возможности. К сожалению, люди в интернете путают свободу со вседозволенностью и позволяют себе некрасивые вещи - понимая, что их никто не накажет",- рассказал один из инициаторов закона, депутат Вадим Деньгин. "Я считаю, что даже если нет возможности достучаться до ресурса, когда он находится вне юрисдикции Российской Федерации - ссылку возможно удалить через поисковую систему. Тем более, мы в законе указали, что такое поисковая система, что такое оператор системы и что такое ссылка",- пояснил он.
"Что касается недостоверной или оскорбительной информации, которая размещена о пользователе - конечно же такую информацию правильнее бы удалять. Сейчас для этого механизмов не существует и если появятся законодательные нормы, позволяющие удалять информацию о пользователях - это неплохо. Потому что информация может быть разного рода не каждый будет подавать в суд о клевете",- заявил Politonline.ru директор РОЦИТ Сергей Гребенников. "Понятно, что Интернет развивается как очень свободная среда, где распространяется информация - но есть отстаиваемые нами право на безопасность, неприкосновенность частной жизни",- отметил он.
По словам представителя "Справедливой России" Алексея Казакова, "право на удаление ссылок на недостоверную информацию в интернете в первую очередь нужно простым гражданам, а не политикам". "Закон в меньшей степени касается людей публичных. Убираются именно ссылки на недостоверную или неактуальную информацию, источник не трогается", - добавил он. "Можно ожидать несомненного улучшения ситуации с такой угрозой как киберунижение. Можно ожидать, что количество доступной информации с киберунижением в отношении россиян сократится на 2/3. Что касается опасений по поводу того, что это может неким образом повлиять на право на распространение информации - это опасение, как показывает европейский опыт, не соответствует действительности",- подтвердил Politonline.ru руководитель центра безопасного интернета в России Урван Парфентьев.
"Мы попытались внести определенную ясность в эту сферу, потому что сфера эта шагает семимильными шагами и, конечно же, ее надо пытаться регулировать. Мы, честно говоря, попытались не шагать впереди международной практики - там лучше знакомы с этой сферой. Поэтому мы последовали за решением евросуда",- делился с Politonline.ru первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников. "У них, кстати, директива более строгая - мы на это не пошли. Там вводится понятие оскорбления этнического, религиозноого, они вводят понятие идентичности и оскорбления чувств. Мы же только решили, что нужно убирать ссылку, если снята судимость - например, наступил срок давности",- добавлял он.