Верховный суд восстановил в качестве кандидата на пост губернатора Омской области выдвиженца от КПРФ Олега Денисенко. Ранее он был снят за «двойную подпись». Подпись одного из муниципальных депутатов обнаружили в списках, отдавших свои голоса за Денисенко и за врио губернатора Виктора Назарова. Омский суд снял Денисенко с выборов, однако в КПРФ решили обращаться в суд высшей инстанции и дошли до Верховного суда, который, в свою очередь, решил восстановить Денисенко в качестве кандидата.
Сейчас в рамках избирательной кампании наступает пора серьёзных судебных разбирательств. Происходят они, как правило, в силу конфликтов некоторых представителей региональных властей, которые привыкли сражаться за власть и статус-кво любыми, не всегда законными способами, и императивов, данных федеральной властью о максимально честных, прозрачных и конкурентных выборах.
При этом представители парламентской оппозиции и большинства непарламентских партий, кроме политических клоунов из «Демократической коалиции», посыл власти поняли совершенно верно и действуют законными методами и строго по протоколу. В рамках этой системы действий той же КПРФ в Нижнем удалось восстановить свой список кандидатов на выборы в областное законодательное собрание. И одновременно с этим прокуратура посчитала экстренное изменение правил выбора мэра Нижнего Новгорода «несвоевременным». А это значит, что по поводу подобной законодательной инициативы пройдут проверки, с самыми непредсказуемыми результатами для муниципальных нижегородских властей. Даже «Демократической коалиции» удалось решить в свою пользу несколько дел, и от партии «Парнас» в тоге все же выдвинуто несколько кандидатов в рамках муниципальной кампании.
На первый взгляд такое количество судебных разбирательств может показаться чем-то негативным, подрывающим авторитет региональной и муниципальной власти. Однако это не совсем так. Во-первых, судебная власть сейчас существенно повышает свой авторитет, решая «политические дела», связанные с выборами, совершенно не так, как все ожидают - то есть, строго в пользу действующей власти - а максимально беспристрастно. Это, в свою очередь, повышает степень конгруэнтности в политической борьбе в регионах, где традиционно всё и всегда было распланировано на несколько избирательных циклов вперёд.
При этом максимально подробное освещение хода судебных процессов в СМИ повышает степень прозрачности и открытости всех избирательных процессов. Понятно, что система перестраивается не по форме, а по самой сути. И бесконфликтно, и гладко это происходит не может. Но сами тенденции на повышение политической активности как парламентской оппозиции, так и непарламентских партий свидетельствуют о новом витке развития политической системы и российской демократии в целом.
Что касается непарламентских объединений, то наибольший интерес представляет их сотрудничество с «Открытым альянсом наблюдателей», группой волонтеров, которые будут проводить наблюдение в режиме онлайн за ходом голосования во всех регионах, где проходит кампания. По мнению экспертов, сам факт стихийности такого наблюдения, отсутствия четкой вертикальной структуры в ОАН и волонтерская основа альянса будут способствовать снижению возможных нарушений на участках в ходе голосования.
Возвращаясь же к судебным разбирательствам и решениям правоохранительных органов, фактически, мы видим развитие полноценного демократического политического процесса в России на выборах в этом сезоне. И сама суть избирательных процессов в нашей стране претерпевает стадию эволюционных качественных изменений. Есть уверенность, что эти процессы станут долгосрочным трендом в политической жизни нашей страны.
Такие тренды, в свою очередь повысят, и уже повышают, интерес общества к выборам, который в последнее время пошел на спад, если судить по проценту явки избирателей на участки. Теперь эта тенденция, кажется, будет изменена на прямо противоположную. И в глобальном смысле такие изменения политизируют общество в целом, привлекут внимание к политическим процессам, что заставит всю систему относится к своей управленческой деятельности более ответственно. Люди стали понимать, что действительно ответственны за свой политический выбор. А представители политического сообщества начали осознавать свою ответственность перед избирателями и законом.