Премьер--министр Украины Арсений Яценюк крайне нервно отреагировал на соглашения России и Европы по "Северному потоку-2". На встрече с премьер-министром Словакии Робертом Фицо в четверг он заявил, что "ЕС теряет возможность прямых поставок газа через территорию Украины по самому короткому пути. Это значит, что строительство Nord Stream 2 ставит под угрозу безопасность и непрерывность поставок газа в страны южно-восточной Европы".
Такая реакция и намеки на то, что Украина — лучший партнер ЕС, в том числе и по газу, вполне понятны. Речь идет о потерях в украинском бюджете в районе двух миллиардов долларов в год — это если верить словам все того же Яценюка.
Хотя совсем недавно, комментирую соглашение о строительства "Турецкого потока", тот же Яценюк уверенно говорил, что никуда Россия от украинского транзита не денется.
Со строительством второй ветки "Северного потока", а также "Турецкого потока", Украина будет отсечена от транзита российского газа географически. То есть, в 2019 году, когда истечёт срок договора "Газпрома" с украинскими транзитёрами, в этой стране российского газа не будет вообще. Есть подозрение, что не только российского, но и газа в принципе.
При этом, европейцы на словах выражают "украинским партнерам" горячую поддержку, но помогать материально и политически в плане газового транзита не торопятся. Украине только на оплату поставок газа перед приближающимся зимним сезоном требуется порядка миллиарда евро.
Никто при этом даже не говорит о том, что для элементарной модернизации газопровода на Украине нужны астрономические суммы. Которых у Украины нет, а Европа и Россия в это "дикое поле" вкладываться просто не будут. При этом Украина уже несколько раз выступала в качестве газового шантажиста по отношению к России и, опосредованно, к Европе, когда своевольно выкачивала европейский газ из трубы, проходящей по её территории. И это, заметим, до всяких майданов.
Только благодаря гибкой политике "Газпрома" европейцы получали оговоренные объемы топлива вовремя, хотя тот же Миллер мог развести руками и сказать, "у нас воруют, давайте проведём международное расследование!". И это было бы крайне неприятно для рядовых европейцев. Потому, что расследование — это долго, а газ нужен уже вот прямо сейчас.
Собственно, такими демаршами Украина подорвала к себе доверие и западного, и российского топливного сообщества уже очень давно. И в отличие от политиков, европейские промышленники прекрасно понимают, какие выгоды сулит всем новый газовый путь. В котором Украины просто не будет.
Следующий момент, о котором говорит Яценюк, это об угрозе для Южной Европы. Но и здесь он, скажем дипломатично, лукавит. Даже "Северный поток-2", через хаб Баумгартен и газопровод Opal подводят российский газ к Италии и Греции. Как раз к станам Южной Европы, о которых так печется украинский премьер.
В этом контексте заявления Яценюка очень сильно напоминают классическое украинское "а нас-то за що!?". Судя по реакции украинского премьера, он действительно не ожидал такого поворота событий, и, самое главное, от европейцев. Видимо, премьер Украины думал, что за громкими заявлениями европейских политиков о горячей поддержке последуют и определенные экономические и политические преференции.
Но тут случилось неожиданное: Европа готова действовать себе в убыток ради США. Но кто сказал, что ЕС будет делать тоже самое ради Украины?
Если бы все измерялось банальной географией, то тезисы Яценюка о "самом коротком пути" для газа в Европу имели под собой определенный вес. Но проблема в том, что в современном мире география — это не самый веский аргумент. Особенно когда речь идёт о миллиардах евро и долларов.
Например, есть такая категория, как пригодность и безопасность пресловутого "газового пути". Или, например, деловая добросовестность партнеров по сделке — тоже немаловажный фактор. Украинцы на протяжении всех лет своей "незалежной истории" не могли гарантировать ни того, ни другого.
Пока это было хоть в каких-то рамках приличий, наши промышленники и политики терпели эту нечистоплотность, списывая многие "грехи" на дружбу народов и "славянское братство".
Однако время поблажек, похоже, окончательно ушло в прошлое. Оно и неудивительно в свете отношений между Москвой и Киевом последние полтора года. Украинцам же, в контексте всего вышеизложенного, хочется пожелать короткой и тёплой зимы.