Результаты «энергетического опроса» в Крыму, разгромные для Украины, рассказали куда больше о российском обществе, чем кажется на первый взгляд. Напомним, что суть недавнего опроса была в том, чтобы крымчане выбрали, заключать ли РФ с Украиной очередной контракт на поставку электричества, но чтобы при этом в тексте контракта фигурировала формулировка о Крыме как «части Украины». Или же потерпеть 3-4 месяца, но везде и всюду считаться только и исключительно частью России.
Результаты исследования по количественной оценке были примерно равны итогам Крымского референдума. Более девяноста процентов опрошенных согласились подождать, пока с материковой России не будут протянуты полноценные линии электропередач. Пожить с перебоями энергии, только бы никак, даже на бумаге, не значиться Украиной.
В этих результатах, есть, конечно, внешнеполитический смысл. Теперь говорить о том, что результаты крымского референдума были как-то подтасованы, что жители «голосовали под дулами автоматов», может только человек, у которого очень уж обильная «божья роса» в глазах. Потому что тут граждане российского региона пошли на принципиальный шаг, пожертвовали собственным комфортом, только бы даже на бумаге не считаться Украиной.
Хотя никаких реальных последствий это за собой не повлекло бы. Но вопрос принципа в нашем обществе - это куда важнее, чем комфорт или потребление материальных благ. В общем, становится понятно, что Крым будет теперь Россией всегда. Даже если вдруг случится революция, к власти в Москве придут либералы, расчленят нашу страну на куски, всё равно Крым будет называться Россией. Лишь бы не быть Украиной больше никогда.
Но есть и второй момент, куда более важный для нас. Это эволюция российского гражданского общества. Бог бы с ней Украиной, они там третий год скачут, и это не наши проблемы. А вот наш социум за тот же временной промежуток повзрослел на много лет вперёд. Что это значит? Это значит, что в нашем обществе уже вырос, окреп и развился зрелый, вдумчивый патриотизм.
Не унылая казенщина, спущенная сверху, не истерики «квасных патриотов», а именно принципиальная и беззаветная любовь к Родине, готовность жертвовать своими материальными благами, лишь бы на этой Родине оставаться, быть сопричастными своей стране. Расставлять приоритеты материального и нематериального толка, где духовное, сакральное и метафизическое значительно выше, нежели материальное. Родина важнее комфорта, если уж говорить совсем просто.
Однако это же означает, что к власти у такого общества начнут появляться претензии. Вполне обоснованные, рационально сформулированные, опять же без истерик. Даже не к власти, а к чиновникам-коррупционерам, например. Или к тем чиновникам, которые тратят бешеные миллионы бюджетных денег на чартерные рейсы или машины премиум-класса. В общем, тем, кого уже несколько лет "с оттягом" песочит ОНФ. Народный Фронт, кстати, у нас региональное чиновничество очень и очень не любит. Но теперь к Народному Фронту, со всей очевидностью, присоединится и остальной народ.
То есть, слова президента о том, что времена сейчас действительно сложные, что нужно много работать, а то и периодически чем-то жертвовать во имя суверенитета нашей страны и выживания нации - российским социумом были восприняты со всей серьезностью. Наше общество разделяет эти ценности с главой государства. Однако ровно эта же вера в страну, в курс и идеологию прорыва означает, что у региональных чиновников, особенно недобросовестных, очень скоро начнется совсем «веселая жизнь». И "отбрехаться" тем, что вот эти пайщики, которые остались без жилья, или вот эти горожане, которые узнали, что их мэр купил восемь мерседесов за бюджетные деньги - «агенты Навального» не получится.
Это, в свою очередь, означает, что в стране начнется тотальное изменение отношений общества и власти. Народ, готовый жертвовать ради высших идеалов, народ-герой не потерпит никаких социальных и политических паразитов. Что радует, президент тоже этих паразитов не терпит.
Потому у нас в прошлом уже году и улетели в места не столь отдаленные Гайзер с Хорошавиным и еще несколько десятков, а то и сотен региональных и муниципальных чиновников. Ну, ровно потому, что когда вся страна рвет жилы и претерпевает лишения, только чтобы выжить и победить, надо обладать крайней альтернативной одаренностью, чтобы воровать, устраивать аферы, пилить бюджетные деньги.
В целом же, подытоживая, можно сказать, что последние два года сказались на российском обществе очень позитивно. Это зрелый социум, зрелых людей, которые понимают, что делают, чем жертвуют и во имя чего. Это гражданское общество патриотов, консерваторов и людей, которые элементарно горды тем, что они граждане России, считая это не столько привилегией, сколько долгом и ответственностью.
Александр Самойлов