В шаге от войны: Сценарии битвы России с Турцией и НАТО в Сирии

В шаге от войны - так можно было бы  назвать ситуацию, которая сложилась на турецко-сирийском участке границы в последнее время. Несмотря на то, что президент Турции Эрдоган назвал подозрения России о возможном турецком вторжении в Сирию «смехотворными», это не снимает вопроса о степени реальности возможной военной интервенции.

И дело, прежде всего, в непредсказуемости внешнеполитического курса Анкары, ярким подтверждением чему и стал трагический инцидент с российским Су-24, сбитым турецкими истребителями 24 ноября 2015 года. А непредсказуемость - это уже постоянно звучащий сигнал тревоги.

Хотя 24 ноября и стало новой точкой отсчета в российско-турецких отношениях,  безоблаччными они, наверно, и не были все последние пять лет, пока продолжается конфликт в Сирии. И даже 30 сентября 2015 года, когда ВКС России начали операцию в Сирии, тоже нельзя считать  решающей датой.

Потенциальным противником Россия стала тогда, когда вошла в сирийский конфликт на стороне Дамаска и президента Асада. Заблокировав в начале гражданской войны в Сирии возможность доставки в страну любых грузов через свое воздушное и морское пространство, Турция, фактически, заставила Россию начать в 2012 году операцию, которая получила название «сирийский экспресс».

То, что Россия поставляла в Сирию оружие, секретом не было. После авианалета израильской авиации на военный комплекс «Джамрайя» (фактически спровоцированного истерией вокруг «свободного хождения и применения на территории Сирии боевых отравляющих веществ», возникшей после заявлений западных политиков и представителем спецкомиссии ООН Карлы дель Понте), была обнародована информация о том, что с 2010 года действует контракт на поставку Сирии зенитно-ракетных комплексов С-300. И это уже стало сдерживающим фактором для того, чтобы желания еще раз совершить воздушную атаку не возникло. По мнению военных аналитиков, таким образом, планировавшийся для Сирии «ливийский сценарий» оказался сорванным.

Благодаря поддержке России Дамаску удалось выстоять в самые критические моменты гражданской войны и сохранить контроль над важными городами, а также успешно выдавить боевиков из окрестностей сирийской столицы.

Какова же была роль Турции в конфликте? Если вспомнить, что с самого начала гражданской войны на территории Сирии в составе Свободной сирийской армии воевали турецкие граждане, а сама Турция оказывала заметное влияние на ход конфликта, то можно сказать и об иностранной интервенции во внутренние дела Сирии со стороны Анкары. Помимо этого, очень быстро через Турцию в Сирию был налажен беспрепятственный «шахид-маршрут». На территории Турции боевики-исламисты получали медицинскую помощь, а частные турецкие провайдеры обеспечивали им доступ в интернет, благодаря чему проблем с загрузкой в Сеть пропагандистских роликов у них не было.

Можно вспомнить и об имеющихся свидетельствах прямого участия турецких военных во время наступления на город Кассаб (провинция Латакия) весной 2014 года. Несколько тысяч боевиков «Джабхат ан-Нусры» и ряда других группировок были переброшены сюда через турецкую территорию при поддержке турецких спецслужб и военных.

Еще одной целью переодически проводившихся в приграничных зонах Сирии операций ВС Турции, можно назвать стремление ослабить отряды курдского ополчения.

Конечно, после 24 ноября 2015 года отношения России и Турции стали стремительно ухудшаться: никаких извинений со стороны Анкары так и не прозвучало, виновные в инциденте с Су-24 не были названы и наказаны. Такого кризиса в российско-турецких отношениях не было, пожалуй, с 1920 года.

Изменилась в корне и риторика турецких властей. Буквально несколько дней назад премьер Турции Ахмет Давутоглу, выступая на заседании парламентской фракции возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития, вдруг заговорил о том, что Анкара желает защитить  сирийский город Алеппо: «Мы вернем наш исторический долг, мы защитим героический Алеппо. За спиной его защитников вся Турция», - заявил он.

Эти слова прозвучали после того, как сирийские военные смогли отрезать основные пути снабжения террористов на севере провинции Алеппо, ведущие из Турции.

О возможной атаке на Сирию  турецких войск заговорили и в российском военном ведомстве. «Мы имеем серьезные основания подозревать интенсивную подготовку Турции к военному вторжению на территорию суверенного государства - Сирийской Арабской Республики (...). Признаков скрытой подготовки турецких вооруженных сил к активным действиям на территории Сирии мы фиксируем все больше и больше», - сказал официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков.

На это указывает не только сосредоточение турецких войск близ сирийской границы, но и расширение пропускной способности местных дорог, которые невозможно оправдать требованиями грузоперевозок.

О том, что  «большая война» в сирийском регионе, в которой могут принять участие и соседние страны, вполне возможна, сказал и глава российского МИД Сергей Лавров.

«Если переговоры  в Женеве не увенчаются успехом или даже если их не дадут начать, то, наверное, делается ставка на силовые решения. Об этом "в лоб" говорят некоторые страны, которые руководствуются, как я понимаю, чуть ли не личной ненавистью персонально к Башару Асаду», - считает он. «Я не думаю, что коалиция, которую возглавляют американцы и в которую входит Турция, позволит подобным безрассудным планам материализоваться», - добавил Сергей Лавров.

Немаловажную роль в развитии ситуации  играет и позиция властей США, не очень заинтересованных в подобном прямом столкновении. Тут стоит, видимо, вспомнить материал, опубликованный в конце декабря прошлого года  британским изданием London Review of books. Обозреватель издания утверждает, что еще два года назад Пентагон предупреждал президента США  о том, что в случае свержения Асада события в Сирии начнут развиваться по ливийскому сценарию, то есть страна превратится в рассадник радикального ислама. Отмечалась и роль Турции в этом конфликте, которая фактически адаптировала американские планы под собственные цели, настояв на масштабном вооружении антиасадовских сил. В итоге оружие попало к террористам.

Как известно, Вашингтон в своей борьбе с ДАИШ и в Сирии, и в Ираке делает ставку, прежде всего, на курдов, сменивших растворившуюся в пространстве «умеренную оппозицию». И если Турция начнет военное вторжение в Сирию под тем или иным предлогом, то первыми противниками Анкары станут местные курды. Продолжая поддерживать курдов, США окажутся в конфликтной ситуацией с Турцией.

Не добавил радужности в отношения между Анкарой и Вашингтоном и недавний «ультиматум», который выдвинул Эрдоган, потребовав от американских властей «срочно определиться, с кем они хотят двигаться дальше в качестве союзника» и сделать выбор между Турцией и курдами из партии «Демократический союз». Как мы можем доверять вам? Кто ваши партнеры?" - взывал Эрдоган к Белому дому

Ответ из Вашингтона оказался быстрым и резким: Белый дом не намерен выбирать между курдами и Анкарой.

Однако, даже при явном нежелании США ввязываться в наземный конфликт, Турция сможет найти союзников среди стран Персидского залива. А стремление Турции к контролю над Алеппо за пять лет только усилилось, и это может стать решающим фактором в принятии решения о вторжении в Сирию. Пока неизвестно, остановит ли турецкие власти перспектива прямого столкновения с Россией,  что в случае втожения окажется неизбежной реальностью.

Серьезные препятствием для турецкого вторжения сегодня являются российские «сушки» и наличие здесь установок С-400, что сразу создаст Анкаре существенные проблемы в воздухе. Не стоит забывать и о том, что в восточном Средиземноморье расположилась российская эскадра, что заметно повышает убедительность российской группировки в средствах ПВО.

В свете возможного турецкого вторжения и участия в конфликте России, которая находится в Сирии на официальном основании, аналитики пытаются предугадать, как поведут себя США и Великобритания. Ввяжется ли в конфликт  Североатлантический альянс, который едва ли сможет вести военные действия в Средиземноморье без участия Италии, Греции, Испании и Франции? Готовы  ли союзники ради амбиций зарвавшегося Эрдогана довести мир до ядерной войны?

Между тем вооруженные силы Великобритании в ближайшее время должны отработать переброску бронетанковых соединений в Восточную Европу на случай конфронтации России и НАТО. По странному стечению обстоятельств,  конечной точкой транспортного маршрута станет граничащая с Сирией Иордания, куда будут направлены 1,6 тыс. британских военнослужащих и 300 единиц военной техники.

В Саудовской Аравии внезапно запланированы самые крупные за последние время военные учения, в которых примут участие военные из 25 стран, среди которых Судан, Пакистан, Египет и государства Персидского залива.

Министр обороны Катара,  ключевого спонсора сирийской оппозиции  вместе с Турцией и Саудовского Аравии,  наносит визит в Анкару, где встретился с Эрдоганом и министром обороны Турции.

9 февраля президент Турции Эрдоган провел в Анкаре экстренное заседание по вопросам борьбы с терроризмом и ситуации в регионе, в котором приняли участие премьер-министр Давутоглу, начальник Генштаба ВС Хулуси Акар, министр внутренних дел Эфган Ала и глава Национальной разведывательной организации Хакан Фидан.

Угроза возможной и близкой войны витает в воздухе.

Какой сценарий может быть разыгран на наших глазах - покажет время.

Аля Пустова


Автор
Пустова Аля