Социологи и эксперты: Внутрипартийные выборы стали политические событием года

Сегодня в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная праймериз «Единой России». Точнее, исследованию ВЦИОМ на данную тему. Глава центра Валерий Федоров рассказал журналистам о том, поддерживают ли россияне идею проведения предварительного голосования, планируют ли участвовать в нем и знают ли кандидатов, которые выдвигаются на праймериз. Опрос был проведен среди 1600 респондентов в 46 регионах России.

Результаты - весьма радостные: по словам Федорова, о праймериз известно почти половине россиян. При этом 35% слышали о праймериз, но не знают подробностей, а 12% - хорошо знают о предварительном голосовании «Единой России».

Треть опрошенных оценивает это событие положительно, еще 44% - относится к нему равнодушно, и лишь у 15% оно вызывает негативную реакцию. Что любопытно, среди сторонников непарламентских партий процент позитивно оценивающих праймериз даже чуть выше: 42%, против 40% среди сторонников «Единой России».

Принимать участие в предварительном голосовании также намерено около трети опрошенных, 32%. Из них - больше половины, 62%, либо смогли назвать адрес избирательного участка, где пройдет голосование, либо знают, где он расположен. 

В целом результаты проведенного ВЦИОМ исследования свидетельствуют о том, что подготовка праймериз, а также сопутствующая информационная кампания - проведены успешно и на высоком уровне.

Перспективы явки избирателей и их текущее отношение к предварительному голосованию «Единой России» вполне могут составить конкуренцию многим муниципальным выборам. По словам Федорова, праймериз «стали резонансным событием весны 2016 года».

Ко всему прочему, социологи отмечают, что интерес к ним практически не зависит от партийных предпочтений респондента: во всех партийных группах более 40% опрошенных заявили о том, что в той или иной степени интересовались мероприятием.

«Таким образом, "Единой России" удалось превратить праймериз из узкопартийного мероприятия в мероприятие, интересное своим форматом для политически активных россиян», - говорят эксперты ВЦИОМ. Лучше всего, по их данным, о предварительном голосовании осведомлены жители городов-миллионников, однако среди них наименьшую информированность продемонстрировали москвичи и петербуржцы.

Также на пресс-конференции в ТАСС выступил председатель Совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. По его мнению, праймериз «Единой России» носят конкурентный характер. «Конкурентные праймериз в порядка 60 % округов, в которых предварительное голосование «Единой России» проходит в достаточно высокой конкурентной ситуации. В 40 % (округов) референдумное предварительное голосование, выявлены изначально лидеры, в том числе федеральные политические тяжеловесы партии, они в ходе праймериз подтверждают свои позицию, подтверждают свое лидерство», - сообщил политолог. По его словам, «пропорция соответствует международным стандартам», при этом в 2014 году на выборах в Конгресс США высококонкурентные праймериз были примерно в 10-15 % округов.

Бадовский также полагает, что праймериз «Единой России» служат повышению доверия к выборам в Госдуму в целом. «Единая Россия» со своим предварительным голосованием работает не только на себя, но и работает с идеей предварительного голосования на легитимность и доверие к политической системе в целом, на доверие к выборам в целом», - подчеркнул он.

Также на пресс-конференции стало известно, что некоторые участники выпустили собственные приложения для смартфонов для общения с избирателями. Об этом сообщил генеральный директор Аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев. «Некоторые кандидаты свои мобильные приложения выпустили для смартфонов, через которые общаются с избирателями, то есть уже не веб-сайт или аккаунт в соцсетях становится площадкой, а приложения для смартфона и это происходит, заметьте, на праймериз», - рассказал Чадаев.

Также, по его словам, кандидаты активно используют мессенджеры, чаты в «Телеграме» и постоянные каналы в «Перископе» для трансляции своих встреч. Таким образом, эти праймериз - еще и высокотехнологичные, активно реализующие самые современные медийные и коммуникационные технологии. Дмитрий Бадовский связывает это с тем, что организаторы и участники стараются в ходе праймериз активно мобилизовывать молодежь.

«В этом смысле современные технологии, методы сетевой агитации - это то, что позволяет мобилизовать эту электоральную группу, то есть «Единая Россия» тестирует те вещи, которые пригодятся ей в сентябре, потому что если есть повышенная декларируемая поддержка партии среди молодежи, то одна из ключевых задач «Единой России» на 18 сентября - это привести этих людей на избирательные участки», - полагает политолог.

Тем временем партия «Единая Россия» продолжает очень жестко бороться за то, чтобы праймериз проходили абсолютно прозрачно, законно и сохраняли свою собственную легитимность. Недавно стало известно о снятии ряда кандидатов, не выполнивших условия участия в праймериз, а также о том, что организаторы предварительного голосования намерены аннулировать результаты голосования на участках, где станет известно о фальсификациях и манипуляциях с голосами избирателей. Нарушителей же пообещали сурово наказывать.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что в рамках борьбы с аппаратным лоббизмом подобный жесткий подход - вполне хорош и оправдан. «Среди этих кандидатов много сильных лоббистов, которые часто рассматривали думское кресло, как синекуру. И конечно нужна политическая воля для того, чтобы логика позитивного политического отбора перевесила логику аппаратного лоббизма. Праймериз - главный механизм для того, чтобы это сделать, чтобы обеспечить превалирование политической конкуренции над аппаратным лоббизмом», - полагает эксперт.

В целом Ремизов также высоко оценивает прозрачность и конкурентность праймериз, несмотря на «шероховатости», которые неизбежно возникают в процессе, поскольку сам институт предварительного голосования у нас только формируется. «Это явно движение в сторону повышения внутренней конкуренции партий и повышения публичности и прозрачности политических процедур, - сообщил Ремизов. - В этом смысле можно сказать, что действительно праймериз задают тон, с точки зрения интенсивности внутренней ротации, внутренних требований к кандидатам».

Что ж, еще до того, как прошло само предварительное голосование - уже можно сказать, опираясь на оценки экспертов, мнение граждан и общий информационный фон, сопровождающий праймериз, что они - удались. Задачи, поставленные в ходе их организации, выполняются весьма эффективно, и уже сейчас можно сказать, что праймериз окажут сильное положительное влияние на собственно голосование на выборах в Госдуму и ход основной кампании.

"Проект "Депутат-Клуб", стартовавший в апреле, предоставил возможность всем желающим проголосовать за политиков, которые выдвинули свои кандидатуры на партийных праймериз. В обществе есть запрос на соучастие в определении политики государства. Это только видимость, что люди равнодушны, что они устали от политики. Так говорят те, кто хочет решать за людей. Но люди хотят решать сами. И активность, которую граждане проявляют, голосуя за своих кандидатов в Интернете, это полностью подтверждает", - добавляет профессор ВШЭ Олег Матвейчев. В результате запуска проекта выяснилось, что во многих регионах на предварительном голосовании развернулась реальная и жесткая политическая борьба.

В итоге, как сообщает "РГ", на праймериз "Единой России" проголосовало более двух миллионов человек, причем кандидаты использовали для коммуникации не только СМИ, но и соцсети, каналы в Телеграм, трансляции Periscope - и получили отличную "отдачу". Эксперты уже отмечают, что на этот раз в праймериз активно участвовала молодежь, использующая самые современные средства коммуникации.

«Единая Россия» на данный момент по праву может себя считать инноватором и локомотивом в организации избирательного процесса и института выборности в целом в нашей стране. Их с этим можно только поздравить.


Автор
Редакция